Таинство покаяния (исповеди)



Скачать 51.06 Kb.
Pdf просмотр
Дата19.05.2019
Размер51.06 Kb.


ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)
Исповедь (покаяние) - одно из семи церковных Таинств, в котором тот, кто исповедует свои грехи перед Богом в присутствии священника, при видимом прощении грехов
(чтении разрешительной молитвы) невидимо разрешается от них Самим
Господом Иисусом Христом.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших праотцов Адама и Евы, то покаяние омывает от скверны его собственных грехов, совершенных человеком уже после Таинства крещения.
Для того, чтобы Таинство покаяния осуществилось, тот, кто пришел на исповедь, должен: осознать свою греховность, чистосердечно раскаяться в своих грехах, иметь неколебимое желание оставить грех и не повторять его, верить у Иисуса
Христа и надеяться на Его милосердие, верить в то, что
Таинство исповеди очищает и смывает по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.
Покаяние

Нет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя.
Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.
Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа? Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние - это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от
Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.
Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса
Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.
Как подготовиться к исповеди

Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать
Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них
(и записать). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя - высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия
Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что- нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили
(широкая лента, которую носит священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса
Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.
Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.
Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости "Не согрешишь - не покаешься") оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати.
Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: "А Я - осуждаю".
Было бы хорошо, если бы у православного христианина выработалась привычка анализировать прошедший день и каждый вечер искренне приносить покаяние Богу, записывая серьезные грехи для будущей исповеди у духовника.
Необходимо примириться с ближними и попросить прощение у всех, кого вы обидели. Готовясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением покаянного канона, находящегося в православном молитвеннике.
Как происходит исповедь

Исповедь происходит в храмах. Священник может принять ее либо после вечернего богослужения, либо утром перед началом или во время литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, потому что Таинство

начинается с чтения молитв, в котором должен принимать участие каждый желающий быть исповедующимся. При чтении этих молитв чинопоследования священник обращается к тем, кто пришел на исповедь, чтобы они назвали свои имена – все отвечают в полголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству могут быть не допущены; разве что священник, приняв исповедь у всех, заново прочитает для опоздавшими чинопоследование и только тогда примет исповедь, но, как правило, для них
Таинство назначается на другой день. Нельзя приступать к
Таинству покаяния женщинам в период месячной очищения.
Исповедь обычно происходит в храме при скоплении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не толпиться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать того, кто, исповедуясь, открывает свои грехи.
Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, а другие оставлять на следующий раз. Грехи, исповедуемые и отпущенные в предыдущей исповеди, снова не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника.
В больших храмах из-за большого количества желающих покаяться и из-за невозможности священнику принять от всех желающих исповедь, иногда, особенно в пост, практикуется «общая исповедь», когда священник называет вслух самые распространенные грехи, а те, кто исповедуются, каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Но даже в таком случае, если человек чувствует за собой особенно обременительные грехи, то их нужно исповедать индивидуально. Тем, кто ни разу не был на исповеди, не исповедовался несколько лет, стоит избегать общей исповеди.
Таким нужно обязательно пройти индивидуальную исповедь – для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедников, либо найти приход, где происходит только индивидуальная исповедь.
После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует крест и
Евангелие, которые лежат на аналое и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причастие
Святых Христовых Тайн.
В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию ("запрещение") - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.
Из беседы перед исповедью
Важно различать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне Таинства, и лучше, если совершается отдельно от него.
Разберёмся, как надо относиться к Таинству покаяния, что требуется от приходящего к Таинству, как к нему готовиться.
Несомненно, первым нашим действием будет испытание нашего сердца. Для этого и положены дни подготовки к
Таинству (говение). “Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности - действительно есть дар Божий “ говорит святой Иоанн Кронштадский. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни "множественности" своих грехов, ни их "гнусности", “Ничего особенного, как у всех, только мелкие грехи, не украл, не убил” - таково обычно начало исповеди у многих. А самолюбие, не перенесение укоров, чёрствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность - разве это не важные грехи?
Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча, что каждого человека мы любим как брата во Христе, что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чём заключается наше Христианство, чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не “окаменённым нечувствием”, как не
“мёртвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей?“ Почему святые Отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников?
Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все его недостатки, язвы и раны. И наоборот: люди, погружённые во мрак греховный, ничего нее видят в своём сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.
Исповедь (мудрость святых отцов)
Кто привыкнет давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не страшно будет давать отчёт на страшном суде
Христовом. Это первое побуждение к истинному покаянию:
Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчёт. Второе побуждение оставляет спокойствие; тем спокойнее будет на душе, чем искренне исповедь.
Иоанн Крондштадский
Бояться срама на исповеди - тоже от гордости; обличив себя перед богом при свидетеле (священнике), получают успокоение и прощение.
Преп-й Макарий Оптинский
При подготовке материала использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
"Православие для детей", О.С. Барило.
"О таинствах Церкви в изложении для
детей", С. Рукова.
Материалы ресурса Православный Мир . Ru.
Юрий МЫЦИК, протоиерей, профессор
Протоиерей Сергий Четвериков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница