Система сопровождения семьи с ребенком – инвалидом в условиях мбу «Центр «Радуга» Слайд 1 Тема доклада



Скачать 78.12 Kb.
Дата11.10.2017
Размер78.12 Kb.
ТипДоклад

Система сопровождения семьи с ребенком – инвалидом

в условиях МБУ «Центр «Радуга»
Слайд 1 Тема доклада.
Выстраивая систему сопровождения семей с детьми, имеющими статус ребенок – инвалид, мы опирались на ряд принципов, которые стали базовыми в подборе форм и методов работы:
Слайд 2 Принципы сопровождения.


  • Человек – личность наделенная чувствами и потребностями;

  • Уважение к решению самого человека, каким бы оно ни было;

  • Уважение к частной жизни человека (специалист и окружающие люди обеспечивают право принимать самостоятельные решения, право сказать нет, право быть услышанным и понятым).

Средства, которые мы используем в организации сопровождения семьи и каждого ее члена, в том числе и ребенка:

  • Интеграция – обеспечение возможности находится среди других людей, через выстраивание сети социальной поддержки;

  • Индивидуализация – помощь должна быть приспособлена под индивидуальные потребности того, кто ее принимает;

  • Право принимать самостоятельные решения по поводу своей жизни, в том числе и повседневной;

  • Помощь должна быть легко доступна для тех, кто в ней нуждается (помощь приближена к месту, где человек живет и находится).

Исходя из вышесказанного, сопровождение мы определяем как совместное движение специалиста и семьи к максимально возможной самостоятельной и независимой жизни членов семьи (в первую очередь, самого ребенка).
Слайд 3 Анализ, состоящих на учете в Центре.
Выстраивая систему сопровождения семьи в учреждении, мы в первую очередь задавали себе вопрос кто и каковы наши клиенты? И оказывается они очень разные. Они имеют различный жизненный опыт, различный возраста, уровень образования. Родители совершенно по-разному видят задачи реабилитации, они имеют различную степень социальной активности. Родители имеют и разный уровень проживания горя, что является принципально важным при организации сопровождения семьи. Гурли Фюр выделяет следующие этапы проживания горя: протест, разочарование, депрессия, отрицание, отречение, гнев, самоотстранение, мечта о будущем, принятие. Все вышеперечисленное и определяет многоуровневость форм и методов работы, применяемых в системе сопровождения семьи учреждения.
Слайд 4 Формы и методы сопровождения.
Консультирование и информирование (в социальных сетях, непосредственно на приеме специалиста, через распространение методических пособий и предложение книг в библиотеке центра и в электронной библиотеке). Предназначение, данного вида работы, дать максимально возможный объем информации для семьи. От тех особенностей с которыми растет и развивается ребенок до тех ресурсов, которые имеются в распоряжении родителей. Это позволяет на начальном этапе, ненавязчиво предложить родителям различные возможности и альтернативы в воспитании и развитии ребенка. Подобное консультирование ведут все специалисты центра, работающие в различных отделениях, в том числе и специалисты домашнего визитирования. Эту деятельность организовывают и направляют специалисты организационно-методического отделения.

В 2012 году специалистами было выполнено 44 методических разработки (2011 -17 брошюр) для родителей по направлениям: социально-бытовое, социально-психологическое, социально-медицинское. Группа в контакте включает 105 человек родителей и специалистов, в течение дня страницу посещает 3-4 родителя.



Программы раннего вмешательства. Новое направление работы центра, реализуется в отделении диагностики и разработки программ социальной реабилитации. В 2012 году центр посетили 128 детей раннего возраста (18,5% от общего числа обслуженных за год).

В положение об отделении вписана вышеуказанная служба. Служба раннего вмешательства – служба помощи детям раннего возраста или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Цель службы – оказание помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Программы раннего вмешательства обеспечивают:



  • Наиболее РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ отставания и нарушений в развитии;

  • Информационную и эмоциональную поддержку семьям;

  • Помощь и поддержку семьям с целью мобилизации их ресурсов и обеспечения СВЯЗЕЙ С ДРУГИМИ ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;

  • Систематическую оценку уровня развития ребенка;

  • Разработку и реализацию СОВМЕСТНО с семьей индивидуальной программы раннего вмешательства;

  • Развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития;

  • Координацию и взаимодействие с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи;

  • Организацию групп поддержки для семей.

На раннее вмешательство работает программа «Каролина», «Маленькие ступеньки».

«Школа родителей» - входит в состав отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации. Работу «Школы родителей» координирует психолог. Основное предназначение школы это – социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка родителей в принятии ребенка. Предмет обсуждений «Школы родителей» - это воспитание, развитие детей и общение с ними. Наряду с семинарами (при участии приглашенных специалистов), мы используем методы групповой дискуссии, метод игры, метод совместных действий, метод вербальной дискуссии и конструктивного спора. В перспективе проговариваем возможность использования метода видеокоррекции. Проведенное анкетирование, среди родителей впервые обратившихся в центр, представляет следующие результаты: в основном родители, имеют высшее образование (64%), один раз в месяц готовы участвовать в событиях «Школы родителей» - 59% опрошенных. Основной отказ от посещения родительских групп основан на нехватке времени (68%), не доверяют специалистам – 7% опрошенных, 10% родителей самоотстраняются от социальных контактов. Но были родители и готовые поделиться своим опытом (5%), а 95% родителей готовы только принимать информацию от специалистов и других родителей. В 2012 -2013 году были проведены семинары с участием специалистов центра (психолог, психотерапевт, массажист, инструктор ЛФК) и привлеченных специалистов ЦЛП г.Москва, семейный центр «Rafiki» Канада.

Программы повседневной реабилитации в «службе домашнего визитирования». Важно заметить, что программа реализуется в рамках Городской системы сопровождения семей с детьми-инвалидами. В основе содержания Городской системы сопровождения, лежит технология реабилитации силами местного сообщества (CBR), в которой специалист по социальной работе является координатором взаимодействия семьи с различными службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи.

Программа повседневной реабилитации реализуется в домашних условиях силами специалистов по социальной работе отделения социальной реабилитации. Основные принципы программы: добровольность и ориентированность на ребенка, семью и партнерство, междисциплинарность, конфиденциальность. В программе используются такие понятия как: передача полномочий, предоставление возможностей, родительское участие, изменение концепции детского развития (ребенок имеет свои потребности в развитии, но развивается он другими темпами). Самый главный и значимый шаг к социальному развитию, в программе, включение ребенка с инвалидностью в жизнь семьи.

Цель – профилактика возникновения у человека ограничений жизнедеятельности, минимизация и преодоление, имеющихся ограничений в повседневной жизни, в возможности выполнять ведущий для каждого возраста вид деятельности. Обязательным условием программы является включение членов семьи ребенка в процесс его реабилитации в домашних условиях. Это обеспечивает образование и поддержку семьи, создание условий для активного социального участия семьи. Конечная цель программы в том, чтобы ребенок с инвалидностью:


  • Мог жить дома;

  • Мог функционировать, максимально возможно, самостоятельно в повседневной жизни;

  • Мог быть включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовать, в том числе в соответствии с возрастом.

Методическое сопровождение:

Руководства для участников программы, обучающие пакеты.

В 2012 году, 76 семей работали в программах повседневной реабилитации, 2 пособия были разработаны специалистами, введены в работу дополнительные обучающие пакеты.

Летние интегративные лагерные смены

С 2011 года был реализован проект «Красноярский старт», в рамках проекта состоялась интегративная спортивная лагерная смена. В настоящее время, в рамках ГЦП «Успешная семья – успешный город» летом традиционно проводятся интегративные летние лагерные смены по программам творческой реабилитации. Подобная форма работы является одной из самых эффективных в сфере сопровождения семьи. Как правило, в смене собираются родители, находящиеся на различных этапах формирования собственных представлений о родительстве, возможностях ребенка, специалисты, имеющие свои собственные представления о ходе социальной реабилитации и волонтеры. Совместная деятельность детей, специалистов, родителей, волонтеров, позволяет сформировать чрезвычайно эффективные механизмы взаимодействия, кроме того это позволяет сформировать и укрепить социальные и межличностные связи участников смен, сформировать сеть социальной поддержки, научиться договариваться и слышать друг друга, в части определения реабилитационных задач. Кроме того, в процессе совместной жизни в лагере, появляется возможность выработать общие подходы и смыслы по поводу реабилитации, обменяться опытом.

2011 год – 121 человек (родители и дети)

2012 год – 128 человек (родители и дети)



Группы взаимоподдержки.

Одна из эффективных форм взаимодействия родителей между собой, как правило, такие группы формируются среди родителей, которые приняли факт инвалидности ребенка и успешно справляются со своими задачами. В данной форме работы, специалисты лишь только подхватывают инициативу родителей и создают условия для систематических встреч и совместных событий. Такие группы могут носить временный и постоянный характер.


Попечительский совет центра

Создавая Попечительский совет центра в 2010 году, мы рассматривали его не только как орган общественного контроля, но и как площадку, на которой могли бы объединяться социально активные, имеющие позитивный опыт воспитания и развития своего ребенка, родители. Состав Попечительского совета учреждения периодически обновляется, но это всегда инициатива и это всегда совместная деятельность родителей и специалистов вокруг реализации различных социальных проектов. От организации праздника для детей, привлечения волонтеров, до проведения родительских групп.



Важным и значимым результатом нашей деятельности является включенность членов семьи в социум (так например, в 2012 году : ДОУ – 6 ребенка, СОШ – 12 детей, СКОШ – 9 детей, ПУ- 4 человека), с одной стороны и профессиональное развитие специалистов, с другой, ведь осознанная, рефлексивная, совместная работа с семьей, обогащает профессиональную и личностную сферы специалиста.
В перспективе, мы планируем внедрение в практику сопровождения таких технологий, которые способствуют стремлению к развитию осознанности и развитию способности принимать ответственность за свою жизнь, умению выбирать наилучшие стратегии для достижения результата. Например: гештальттерапия, коучинг – как система консультирования, позволяющая совместно с родителями искать решения существующих проблем и выстраивать стратегии достижения результата (тренер   (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (родитель) за её содержание). Новое и интересное для нас направление, логотерапия - терапия смыслом. Помощь в нахождении ответов на вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Ради чего?», позволяют сформировать такую важную способность, как резильентность, т.е. способность человека, семьи сопротивляться разрушающим факторам, продолжая выстраивать свою жизнь опираясь на внутренние ресурсы (сильные стороны), переходя в активную жизненную позицию, сохранив свою целостность.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница