Рецепция христианской мистики европейской магией: о происхождении одного эзотерического образа 1



Скачать 336.4 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата28.01.2019
Размер336.4 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


1
М. М. Фиалко

Рецепция христианской мистики европейской магией: о
происхождении одного эзотерического образа
1


…many a quaint and curious volume of forgotten lore…
Ε. Α. Poe

В 1865 г. выходит «История магии» известного оккультиста
Элифаса Леви, вторая часть его
«магической» трилогии, куда входили также «Догма и ритуал высокой магии»
2
и «Ключ великих мистерий»
3
В этой работе Леви впервые в рамках новоевропейской культуры дает целостное теоретическое обоснование магии, разрабатывая, если угодно
«философию магии», и среди прочего утверждает: «[Магия возможна], ибо существует смешанный агент, природный и божественный, телесный и духовный, универсальный пластический посредник (médiateur plastique universel), общее вместилище вибраций движения и образов формы, флюид и сила которую можно назвать в определенном смысле воображением природы. Этой силой передаются все нервные явления (appareils nerveux), отсюда происходит симпатия и антипатия, отсюда рождаются грезы, феномены дежавю и ясновидение. Этот универсальный посредник природных явлений … это астральный свет мартинистов, и мы предпочитаем как наиболее точное это обозначение». Внимательно вчитаемся в слова Леви, ибо они помогут точнее понять истоки важнейшей концепции Леви – теории астрального света,
1
Автор доклада – Матвей Михайлович Фиалко, аспирант Русской христианской гуманитарной академии (по данным на январь 2013 г.). Расширенный текст доклада, прозвучавшего на 35-м семинаре Центра по изучению эзотеризма и мистицизма 19 октября
2012 г. Текст публикуется в авторской редакции.
2
Lévi E. Dogme et rituel de la haute magie. – Paris, 1856.
3
Lévi E. La clef des grands mystères. – Paris, 1861.


2 своеобразного универсального посредника, наполняющего весь мир, взаимодействие с которым и делает возможным магическое действие.
Если рассматривать эту теорию Леви в контексте современного ему французского эзотеризма, то в первую очередь обращает на себя внимание прямая связь астрального света с месмерическим магнетическим флюидом, который, согласно Леви, и есть его несовершенное наименование
4
. Основным понятием учения Ф. Месмера (1734-
1815) был «животный магнетизм»
(magnétisme animal)
– особый
«магнетический флюид»
(fluide magnétique), универсальный агент взаимодействия небесных и земных тел, который можно было искусственно передавать и получать.
Быстро обретавшая популярность теория
Месмера сформировалась окончательно уже к 1770-м гг. В «Письме к иностранному медику» 5 января 1775 г. в
котором Месмер представил свое зрелое учение, утверждалось, что все тела, как магнит, восприимчивы к сообщению этого
«магнетического принципа», что этот флюид пронизывает все и может накапливаться и концентрироваться подобно флюиду электрическому, действуя на расстоянии
5
. Окончательное выражение эта теория получила в «Мемуаре об открытии животного магнетизма» Месмера, содержание которого суммировано в знаменитых 27 пропозициях
6
Первые две из них приведены ниже.
«1. Существует взаимное влияние между небесными телами, землей и одушевленными телами.
2. Универсально разлитый флюид (un fluide universellement répandu), распространенный так, что не терпит какой-либо пустоты, тонкость которого несравненна, который по природе чувствителен к восприятию,
4
Histoire de la magie. – P. 416.
5
Mesmer F. Mémoire sur la découverte du magnétisme animal. – Paris, 1779. – P. 20-21.
6
Ibid. – P. 74-83.


3 распространению и сообщению всех отпечатков движения, есть средство этого влияния»
7
Это открытие стало началом широкого увлечения месмеризмом
(магнетизмом), предлагавшим цельную и красивую картину мироздания, которая поначалу подтверждалась и экспериментально. Учение Месмера было своеобразным совершенным объединением разума (стройность магнетизма и его подтверждаемость в медицине) и веры (в наличие особого всеобщего агента, пронизывающего мироздание)
8
. Месмеризм, предлагавший и самобытную врачебную практику посредством управления «магнетическим флюидом» знаменитыми «пассами», стал и частью «массовой культуры» Франции конца
XVIII- начала XIX вв., была даже популярна песня:
Que le charlatan Mesmer
Avec un autre frater
Guerisse mainte femelle
Qu'il en tourne la cervelle
En les tétant ne sais où
C'est fou
Très fou
Et je n'y crois pas du tout
9
Месмеризм наследовал в истории французской эзотерики мартинизму – доктрине ученика Мартинеса де Паскуалли (1727?-1774) Луи Клода де Сен-Мартена
(1743-1803), также повлиявшей на Леви, о человеке как
«универсальном шифре» всего живого, «главном министре божества», способном объединить в себе мир и воскресить его, обратившись к Творцу
10
. Идея мира
7
Ibid. – P. 74.
8
Darnton R. Mesmerism and the end of enlightenment in France. – Cambridge, 1968. – P. 65-
67. В этом смысле для Дарнтона месмеризм отмечал конец Просвещения (p. 165). Cf.: Clark
W. Shlaffer S. The sciences in the Enlightened Europe. – Chicago, 1999. – P. 158.
9
«Пусть шарлатан Месмер с еще одним помощником лечит больных тетенек, пусть он вскружит им голову, щупая сам не знаю где, он сумасшедший, правда сумасшедший, и я во все это совсем не верю». Cf.: Darnton R. Mesmerism and the end of enlightenment in France. P.
55.
10
«Снова объявим во всеуслышание, что человек рожден, чтобы быть универсальным шифром, живым знаком и действительной картиной бесконечного Существа (le chifre universel, le signe vivant et le tableau réel d`un Etre infini)». Saint-Martin L. C. Tableau naturel des rapports qui existent entre Dieu, l`homme et l`univers. – Edimbourd, 1782. – P. 65. «Человек рожден, чтобы стать главным министром божества». Saint-Martin L. C. Le ministère de l`homme-esprit. – Paris, 1802. – P. 54. «Ты должен просто вначале воскресить сам себя (te



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница