Практикум для студентов. В начале XX века действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за



Скачать 106.12 Kb.
Pdf просмотр
Дата04.02.2019
Размер106.12 Kb.
ТипПрактикум


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
УДК 37.01

Школа Дж. Дьюи и дидактика прогрессивистов


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Ключевые слова: учение, деятельность, дидактика, прогрессивисты, принцип человекосообразности.

Аннотация: Раскрывается концепция Дж. Дьюи учения через деятельность, актуальная для современной школы. Показано, что данная система обучения содержит два измерения различные виды деятельности ребенка и логически организованные учителем единицы предметного содержания. Приведены послесловия, проблемы, задания, практикум для студентов.


В начале XX века действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. Наиболее радикальными последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности учащихся выступил американский философ, психологи педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а обучение деланию. Для этого Дьюи разработал теорию образования, согласно которой знание является неосновным, а побочным продуктом деятельности. Концепция, которую вместе со своими сторонниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения стала называться
«прогрессивистской». Прогрессивизм у Дьюи означает рост, прогресс, развитие, совершенствование.


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
2
Дидактика прогрессивистов во многом опиралась на идеи свободного природосообразного воспитания, выдвинутые французским философом- просветителем Жан-Жаком Руссо (1712-1778), немецким педагогом
Ф.А.Дистервергом (1790-1866) и сопрягалась с идеями других прогрессивных педагогов того времени, к числу которых относится русский писатель, мыслитель и педагог Л.Н.Толстой (1828-1910), реализовавший идеи свободного развития детей в Яснополянской школе. Можно сказать, что в основе педагогической системы Дьюи лежит руссоизм, приспособленный к условиям индустриальной эпохи и оснащенный понятиями прагматистской философии. Ядро философии Дьюи – идея жизни как непрерывно развивающегося
опыта взаимодействия человека с окружающей средой. Человек приспосабливается к окружающему, одновременно воздействуя на него и испытывая его влияние. Так возникает опыт, который осуществляется в общении людей с миром и вне общения невозможен. Чтобы человеческое общество могло развиваться, этот опыт должен передаваться, для чего его нужно сформулировать, а для этого необходимо от него отдалиться, взглянуть на него глазами другого человека. Чтобы выразить его в такой форме, которая позволит другому оценить значение этого опыта, нужно найти точки соприкосновения с жизнью этого другого»
1
Концептуальные основания педагогической теории Дьюи в сжатом виде выглядят следующим образом Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал непросто слушая или воспринимая органами чувства как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Дьюи сформулировали обосновал мысль о тождестве акта мышления и процесса обучения. Он создал пятиступенчатый онтологический алгоритм процесса мышления чувство затруднения,
1
Дьюи Дж. Демократия и образование / Перс англ. МС Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Перс англ Под ред. Н. Д.
Виноградова. - МС
Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
3
2)
определение затруднения и определение его границ, представление о возможном решении (формулировка гипотезы, развитие путем рассуждения об отношениях представления проверка гипотезы, дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, те. заключение уверенности и неуверенности. Перечисленные этапы были воплощены учёным в конкретной педагогической практике. В 1895 г. Дьюи основал в г.Чикаго экспериментальную школу, особенностью которой были практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Основными принципами его дидактической системы стали следующие

учёт интересов учащихся учение через деятельность (обучение мысли и действию познание и знание – следствие преодоления трудностей свободная творческая работа и сотрудничество. Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение путем делания, те. такое обучение, при котором всезнания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения по Дьюи - не подготовка к профессии или усвоение определенных знаний, а развитие деятельной активности ученика информацию он получает лишь тогда, когда она ему становится необходима. Условиями успешности такого обучения являются

проблематизация учебного материала активность ребенка связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи является труд. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
4
трудовой деятельности навыки, дети, тем самым, готовятся к предстоящей профессиональной жизни. В школе Дьюи огромное внимание уделялось занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся работа в мастерских – слесарное дело и обработка дерева кулинария и работа с тканью (шитье и прядение. В этих занятиях принимали участие как девочки, таки мальчики. С помощью вопросов и предложений учителя ученики как бы заново изобретали простейшие орудия для прядения шерсти эксперименты и открытия продолжались до тех пор, пока ученик не осознавал принцип работы современного ткацкого станка. Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач. В школе, работающей по системе Дьюи не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Роль учителя сводится к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. Например, предлагались следующие методические приемы организации учебных ситуаций учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение сталкивает противоречия практической деятельности излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос предлагает рассмотреть явление с различных позиций побуждает делать сравнения, обобщения, выводы ставит конкретные вопросы ставит проблемные задачи.
Дьюи обозначил три стадии развития ребенка, согласно которым должен выстраиваться учебный процесс. Первая – от 4 до 8 лет характеризуется моторной активностью и требует прямой связи между идеей и действием ребёнка. Предметное содержание на этой ступени не должно быть в виде уроков, а осваивается входе различных конструктивных активностей. На


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
5
второй стадии – от 8 до 11-12 лет, когда ребенок ищет объяснения многим фактами идеям, деятельность ученика должна становиться скорее исследовательской, нежели направленной наконечный продукт деятельности. Ребенок тянется к книгам в поисках интеллектуальной пищи. Изучение различных профессий и научных изобретений человека заставляет, по мнению Дьюи, использовать чтение, письмо и математику. На третьей стадии - к 13 годам ребенок уже может специализироваться с целью реализации своих технических и интеллектуальных возможностей как в определенных научных областях, таки искусстве. Учебный план экспериментальной школы Дьюи содержал два измерения
различные виды деятельности ребенка и логически организованные
учителем единицы предметного содержания: химия, физика, биология, математика, история, иностранный язык, литература, музыка, физкультура. Этот факт опровергает утверждение о том, что Дьюи полностью отошел от предметного принципа и сосредоточился на программе, состоящей целиком из проектов.
Дьюи признавал, что детям присущи все виды интереса – хорошие и плохие, временные и постоянные. В Лабораторной школе Дьюи виды деятельности, осваиваемые детьми, касались отношений человека к миру, в котором он живет изучение пищи, которую человек добывает, одежды, которую он использует, жилища, которое он строит для себя. Чтобы ориентироваться в окружающем социуме, ученику необходимо уметь критически подходить к анализу и оценке встречающихся явлений.
Дьюи называет следующие принципы развивающего критического
мышления.

Нужно владеть многозначностью, те. уметь передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений. Необходимо уметь точно передать любую концепцию своими словами или символами. Уметь сжимать и обобщать информацию. Эффективное обобщение подобно картинке, которая может быть описана с помощью 10000 слов. Следует учить студентов создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы.


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
6
• Уметь мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного. Находить главные, ведущие принципы любого явления. Под содержанием образования Дж. Дьюи видел всю окружающую ученика
социальную действительность, которая переживается учеников путём его личного делания в специально организованном опыте. Знание о природе вещей и о способах их изготовления — вот конкретное содержание образования, которое присваивается учащимся входе своей деятельности. Причём не эти знания выступают целью обучения, а конкретный практический результат, получаемый учеником. Знание необходимо ради самой деятельности, а не наоборот, считал педагог. Подобный подход к знаниями содержанию образования полностью противоположен теориям учебного материала, который предназначался для усвоения учениками. Традиционные системы обучения, ярким представителем которых являлся Гербарт, подразумевали представление учителем новых знаний для учеников, и никак не коррелировали зависимость этих знаний отличного опыта учащихся. Дьюи предложил революционный подход к сочетанию знаний и опыта в обучении. Данный подход повлёк за собой разработку и внедрение самых разных деятельностных форм и методов обучения – от метода проектов, до технологий коллективного обучения через производство (А.С.Макаренко). Отдавая должное своим великим предшественникам – Руссо и
Песталоцци, Дьюи показывает ошибки теории Руссо. Например, Руссо отрицал современные ему формы человеческого общежития, и пришел к отрицанию общественного воспитания вообще. В противовес этому Дьюи убежден в том, что в действительности врожденные способности развиваются не посредством случайных и непроизвольных проявлений, а в процессе осмысленного применения, которое они получают. А осмысленным это применение может быть только в общей с другими людьми и общественно значимой деятельности. Природа обучения и воспитания у Дьюи лежит в общении. Именно через общение происходит передача опыта.
Дьюи не разделяет и другую позицию Руссо, что «всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека. По отношению к теории
3
Дьюи Дж. Демократия и образование / Перс англ. - МС
Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
7
Руссо Дьюи считает, что эту теорию можно сделать вполне адекватной, признав, что социальная эффективность достигается посредством позитивного использования, а не негативного ограничения врожденных способностей человека в значимых для общества занятиях. Что же означает социальная эффективность по Дьюи? Прежде всего, компетентность в работе. Любой человек должен быть способен заработать на жизнь себе и своим детям, он должен уметь правильно распорядиться тем, что производит промышленность. Критике подверглись и воззрения самого Дьюи. Например, оппоненты прогрессивизма называли и называют такие недостатки его системы отсутствие системности образования, пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие закрепления и повторения в обучении, переоценка спонтанности в учебной деятельности детей. Несмотря на критику, инструментальная педагогика Дж.Дьюи развивалась ив результате оказала огромное влияние на всю систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых и проблемных методов обучения теперь стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики. Свой принцип делания Дьюи воплотил не только в теории, но ив собственной жизни. Прожив почти 100 лет, он оставил после себя около 40 книги статей с изложением своих идей и теорий.
Послесловие к системе Дж. Дьюи
Королёва Оксана, студентка Московского педагогического университета
Педагогическая система Джона Дьюи близка мне, потому что в этой системе познание ведётся через деятельность. У каждого человека развиты определённые способности ощущения. Кому-то легче понять, лишь только услышать, кому-то увидеть зрительно, а кому-то понять через деятельность. У меня как раз более развита последняя способность, поэтому я увидела в этой системе что-то близкое мне. Я думаю, что главным в системе являются её принципы
4
Там же, с.


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
8

учение через деятельность познание знания – следствие преодоления трудностей. Трудность в этой системе необходимый и, по моему мнению, нужный элемент. Сталкиваясь с трудностями, мы пытаемся решить их. Придумываем различные варианты решения, обдумываем ходы, чтобы легче решить данную трудность. И когда получается правильный результат, то он закладывается у нас в памяти. Я думаю, что это уже и есть знание, полученное путём нашей собственной работы. Заинтересовала меня в этой системе её цель – развитие активности. Если человек, столкнувшись с трудностями и решив их, увидит свой результат, то ему захочется и дальше разрабатывать что-то новое. Он будет мыслить, а главное действовать. В нашей традиционной школе практически не учитываются интересы учащихся, мало проводятся эксперименты, чем в системе Дьюи. По-моему это необходимо, для более глубокого познания и интересов учащихся школы. Намой взгляд – это актуально.
Сорокина Ирина, студентка Московского педагогического университета
Считаю, что у ребенка не должна быть какая-то особенная форма поведения в классе в отличие от его поведения на улицах, во дворах ив обычной повседневной жизни. Он до наступления сознательного возраста не должен испытывать чувства невыраженности своего собственного Я. Ребенок должен творить созидать, разрушать, писать, те. самовыражаться всевозможными путями. Также необходимо выведение своих форм и аксиом, ведь реальность въестся в них с годами итак. Считаю главным в этой системе Обучение мысли и действию

умение преодолевать трудности

познание и знание.
Вопросы и проблемы
1)
Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Проанализируйте их отличия с дидактической точки зрения. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые высчитаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите свой путь решения одной из поставленных вами проблем.


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
9
3)
Предложите варианты решения указанных вами проблем с позиций авторитарной и прогрессивистской дидактик.
Практикум
История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф.Гербарт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно- ориентированная дидактика (Дж.Дьюи, Л.Н.Толстой и др, наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях. Составьте воображаемый публичный диалог представителей двух данных подходов на тему Модернизация школы 21 века.
Рефлексия
Сформулируйте свои чувства и впечатления вовремя выполнения заданий поданной теме (на разных, наиболее ярких для вас этапах. Сопоставьте свои чувства с параллельно идущими мыслями. Предложите объяснения подобных взаимосвязей. Отнеситесь к собственному происходящему образованию сточки зрения концепции прогрессивистов. Попытайтесь найти у себя ситуации подобных качественных переходов.
Литература
1.
Джуринский АН. История зарубежной педагогики Учебное пособие. – М ИНФРА-М, 1998. – 260 с.
2.
Дьюи Д. Демократия и образование Перс англ. - М Педагогика-Пресс,
2000. - 383 с.
3.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Перс англ Под ред. Н. Д. Виноградова. - М, 1997. История педагогики Учебное пособие В 2 ч Под ред. акад.
А.И.Пискунова. – М Творческий центр, 1998. – Ч. – с. – Ч. – с.


Вестник Института образования человека – 2015. – №2
Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес http://eidos-institute.ru/journal
, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
© Институт образования человека, 2015
10
5.
История педагогики и образования / Под ред. АИ. Пискунова. М, 2001.
6.
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли Учебное пособие. - М Гардарики, 2006. - 603 с.
7.
Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения Вт. М, 1981. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М Просвещение, 1986. – 557 с. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения. - М Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного образования концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. №6(40). С. 4-11. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. –
1990. – № 5. – С. 56-58. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение (продолжение) // Физика в школе. – 1991. – № 2. – С. 56-59. Хуторской А.В. Эвристический тип образования результаты научно- практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7. – С. Хуторской А.В. Соотношение деятельности и содержания образования
// Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 10–17. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. Изд. е, перераб. / А.В. Хуторской. — М Высшая школа, 2007. — 639 с. Хуторской А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования // Педагогика. – 2009 – №3. – С.
--
Для ссылок
Хуторской А.В. Школа Дж. Дьюи и дидактика прогрессивистов Электронный ресурс // Вестник Института образования человека. – 2015. – №2. http://eidos- institute.ru/journal/2015/200/
. – В надзаг: Института образования человека, e-mail:
vestnik@eidos-institute.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница