Научный метод и принципы научного знания. Их отличие от псевдонаучного мифотворчества



Скачать 412.31 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата03.11.2017
Размер412.31 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


НАУЧНЫЙ МЕТОД И ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ. ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ПСЕВДОНАУЧНОГО
МИФОТВОРЧЕСТВА.
Ваулин Д.Е.
Московский государственный областной гуманитарный институт. Факультет биологии, химии и экологии.
Орехово-Зуево, Россия
THE SCIENTIFIC METHOD AND THE PRINCIPLES OF
SCIENTIFIC KNOWLEDGE. THEIR DIFFERENCE FROM
PSEUDOSCIENTIFIC MYTHMAKING.
Vaulin D. E.
Moscow State Region Institute for the Humanities. Department of
Biology, Chemistry and Ecology.
Orekhovo-Zuyevo, Russia


1


План

реферата
.
Актуальность темы……………….…………………….….………….2 1.
Научный метод…………………………………………………..…3 1.1.
Критерии научного знания…………………………..…3 1.1.а.
Критерии, отличающие научное знание/…………….…3 1.1.б.
Естественные науки……………………………………...5 1.2.
Наука как инструмент познания………………...…..…5 1.2.а.
Что такое знание и что такое наука...……………..……5 1.2.б.
Гипотеза и научная теория……………………...………6 1.2.в.
Научный метод в действии…………………………..….6 2.
Science freaks………………………………………………….….…7 2.1.
Наука и обыденное сознание……………………….….7 2.1.а.
Импринтинг…………………………………...……….…7 2.1.б.
Рационально-логическое познание………………......…8 2.2.
Реникса…………………………………………………..8 2.3.
Лженаука и лжеученые………………………….…….10 2.4.
Религии «самолетопоклонников»………………….…12 3.
Наука и религия……………………………………………………13 3.1.
Научный метод и религиозные воззрения...………....13 3.1.а.
Союз или конфронтация?.................................................13 3.1.б.
Истоки мистицизма в картине мира…………………....15 3.2.
Принципиальные отличия религиозной веры и науки..16 3.2.а.
Религия в свете научных критериев…………………...16 3.2.б.
Выбор мировоззрения…………………………………..18 3.3.
Во что верят верующие ученые………………….....…18 4.
Будущее научного метода…………….…………..…………....…19 4.1.
Важность объективного познания мира………….........19 4.2.
Ростки будущего науки……………………….…….....20 4.2.а.
Образование, как основа преемственности в науке…...20 4.2.б.
Главный критерий научности – честность…….……....21
Заключение…….………………………..………………………….....22
Список литературы…………………..………………..………...…... 23


2
Актуальность

темы
.
Сегодня, в XXI веке сложно найти такую область человеческой деятельности и такую сферу человеческой жизни, которая не пользовалась бы многочисленными плодами науки. В наибольшей степени это касается естественных наук и полученных в их рамках знаний. Множество технических приспособлений и средств, используемых в самых разных отраслях деятельности, современная энергетика, средства коммуникации, лекарства, биотехнологии и многое другое стало для нас привычным и повседневным. Это позволило кардинальным образом изменить человеческую жизнь, избавить людей от тяжелого изнуряющего труда для своего выживания, миллионы людей спасает от холода, голода, болезней и, в конечном счете – от смерти
1
При таком успехе, как собственно в получении новых фундаментальных знаний о мире, так и в области применения этих знаний людьми, казалось бы, наука может быть спокойна за свой завтрашний день, утопая в лаврах. Однако, это совсем не так. Последние же десятилетия не только внушают тревогу за будущее отечественной науки, но и науки во всем мире, и даже за развитие человеческого общества: ведь назад, в пещеры, можно
вернуться и с карманными компьютерами
2
Характерной особенностью современности является уже не прямое противостояние науке со стороны светских и религиозных властей, как это не раз случалось. (Такое противостояние приобретало в разные времена различные формы, включая совершенно драматические. При этом страдающей стороной неизменно выступала наука, а вместе с
ней — и общественный прогресс
3
). Что же сегодня угрожает научному поиску и чем нам это грозит?
Паразитирование на авторитете науки, преследование мошеннических интересов под прикрытием научности расцвели именно в наше время, принося обществу огромный вред. Предпринимаются попытки дискредитации научного знания, опровержения научно установленных фактов и замены их на «жареные» открытия новоявленных кудесников, пропагандируемые в широких массах. Массы же не обладают необходимыми знаниями предмета, но обладают при этом значительным легковерием. Наша страна, к сожалению, подвержена подобным тенденциям в очень большой степени.
4
Потери от подобных действий достаточно масштабны, они оборачиваются миллионными тратами для государства и общества, отставанием в технологиях и даже человеческими жертвами. Так, на нашумевший государственный проект «Чистая вода» было выделено 20 млрд. годового бюджета
5
. Использовались в проекте фильтры скандально известного псевдоученого Петрика В.И., с заявленными «чудесными» свойствами. В результате использования этих фильтров, которые «полностью исключают возможность попадания в очищенную воду болезнетворных микроорганизмов» в ноябре
2008 года в Новгородской области была зафиксирована вспышка эпидемии серозного менингита в детских дошкольных и образовательных учреждениях с 19 (!!!) летальными исходами. Воду просто перестали кипятить! Таких примеров можно приводить очень и очень много.
При наблюдающейся активизации мистицизма, лженаук и всевозможных знахарских центров просто необходимо уметь отличать научную истину от псевдонаучных мифов.
1
Так, в течении XX века младенческая смертность снизилась более чем в 20 раз по Е. А. Кваша
"Социологические исследования", 2003, №6, с. 47-55.
2
Цитата. В. Л. Гинзбург, из одноименного интервью «Назад, в пещеры, можно вернуться и с карманными компьютерами», бюллетень №1 «В защиту науки» Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.
3
Цитата. Статья «Проблемы экспансии лженауки», акад. Е.Б. Александров », бюллетень №1 «В защиту науки» Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.
4
Из доклада О. Шуваловой "Мнение населения о науке и инновациях: основные индикаторы" ГУ-ВШЭ при участии Левада-центра: каждый второй россиянин считает электрон больше атома, а 34% считают, что радиацию создал человек.
5
Сумма указана по сообщению агенства INFOX. (В 2010 году сокращена до 5 млрд).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница