Лекция 2 Институты в экономическом анализе



Скачать 342.16 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата04.02.2019
Размер342.16 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7


30
ЛЕКЦИЯ
2
Институты в экономическом анализе
2.1. Неоклассическая теория - теория без институтов / 2.2.
Традиционный институционализм / 2.3. Неоинституционализм: основные направления исследований
2.1. Неоклассическая теория - теория без институтов
В свое время Дж. М. Кейнс, давая характеристику экономисту высшей пробы
24
, среди прочего отметил, что ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. У представителей классического, точнее, неоклассического направления в экономической науке такая точка зрения вряд ли нашла бы понимание. Для последних было особенно характерно игнорирование институтов и апеллирование к внеисторическому
«экономическому» человеку, рациональному и своекорыстному, который станет центральной фигурой экономических исследований в последующие два столетия и вера в существование которого является необходимой предпосылкой построения экономических моделей.
24
По мнению Кейнса, экономист высшей пробы должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе талантов множество, которые редко совмещаются в одном лице. Ему необходимо в известной мере быть одновременно математиком, историком, правоведом, философом; понимать язык символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами; уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное; изучать настоящее в свете прошлого во имя будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономисту не следует полностью оставлять без своего внимания.
Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но имеете с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как политический деятель.


31
Фигура
«экономического» человека появляется у основоположника классической политической экономии А.
Смита в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» и представляет собой автономного индивида, движимого двумя природными мотивами - склонностью к обмену и своекорыстным интересом (являющимся проявлением эгоизма). Первый ведет к разделению труда, второй - к выбору занятия, которое принесет человеку больший доход, а это означает, что человек будет специализироваться на производстве той продукции, которая получается у него лучшего качества и с меньшими издержками, чем у конкурентов. Правда, в теоретических построениях А. Смита модель экономического человека относится только к предпринимателям. Смит признает естественность не только стремления к богатству, но и некоторой нравственной ориентации. В работе «Теория нравственных чувств» в качестве естественных характеристик человека он вводит два основных понятия: «чувство симпатии» и «внутренний наблюдатель»
(совесть). При этом основой симпатии Смит считает способность человека силой воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. «Смитовская» симпатия - это ощущение солидарности с ближним. И значит, собственные интересы личности связаны с социальным долгом уважения общих интересов или, иными словами, с общим благом.
Таким образом, у А. Смита в отличие от его более поздних последователей механизм действия рыночного хозяйства не может быть обоснован лишь с позиций чистого экономизма и включает этические мотивы. Смит также считает, и это важно подчеркнуть, что люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесет ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания. Таким образом, Смит признает влияние на экономическое развитие того, что мы называем неформальными и формальными институтами, т.е. институциональной средой.


32
Элементами моральной философии насыщены не только работы
А. Смита, но и некоторых других представителей классической политической экономии, в частности Дж. С. Милля. Однако, отдавая дань уважения Смиту как моралисту, следует отметить, что в рамках данного направления экономической науки для объяснения механизма функционирования рыночной системы оказалось вполне достаточно предпосылки эгоизма и рациональности.
В рамках классического направления «экономический» человек выступает как
«естественный» человек с
«естественными» правами
25
, которые употребляются им на то, чтобы реализовать изначально заложенное
26
в человеческой природе стремление к прибыли или выгоде.
Как представляется, мировая известность и влияние работы
А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» объясняются далеко не в последнюю очередь тем, что именно в ней он развил философскую концепцию
«естественных, неотчуждаемых» прав человека, приложив их к сфере экономической деятельности, и на базе теории естественного права наиболее полно обосновал принцип экономического либерализма.
А. Смит признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес или стремление к собственной выгоде. Но реализовать свой интерес человек может, по его мнению, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. При этом естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом к хозяйственной деятельности, что оно само способно привести общество к богатству и благополучию. Дело в том, что богатство нации равно, по Смиту, сумме ценностей, созданных во всех сферах материального производства. Таким образом, ведомый своекорыстным интересом и выбирая отрасль, где его
25
Где под «естественными» правами подразумевается свобода индивида распоряжаться собой, своим имуществом, своими действиями. Последние, в свою очередь, сводятся к свободе заключения контрактов.
26
Это положение принимается за аксиому.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница