Формирование человеческого капитала на основе кросс-культурных компетенций в условиях глобализации экономики



Скачать 374.08 Kb.
страница1/3
Дата11.10.2017
Размер374.08 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи



Чан Куок Лам

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОСНОВЕ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Казань - 2013

Работа выполнена на кафедре экономической методологии и истории ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»





Научный руководитель:

Мокичев Сергей Васильевич

доктор экономических наук, профессор

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», профессор кафедры экономической методологии и истории

Официальные оппоненты:




Плотников Владимир Александрович

доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», профессор кафедры общей экономической теории
Якунина Инна Николаевна

доктор экономических наук, доцент



ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»,

заведующая кафедрой государственного и муниципального управления












Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского»

Защита состоится 13 декабря 2013 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.29 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г.Казань, ул. Кремлевская, 6/20, аудитория 204.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Сведения о защите и автореферат диссертации размещены на официальных сайтах ВАК Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru и ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» www.kpfu.ru.
Автореферат разослан 13 ноября 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент





Р.М.Кундакчян



    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Глобализация мирового хозяйства находит отражение в активизации международных экономических связей, что приводит к формированию предпосылок для кросс-культурных компетенций. Эффективность управления подобными взаимодействиями определяется полнотой учета в процессе накопления человеческого капитала традиций, обычаев, национальных особенностей и форм их проявления, что направлено на обеспечение культурной эмпатии и чувствительности к проявлениям иной культуры, формирование умений и навыков общения носителей различных культур, совокупность которых могут быть определены как кросс-культурные компетенции. Открытость современных национальных экономических систем, которая проявляется в активизации внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, создании предприятий с участием иностранного капитала, работающих в мультикультурной среде, формировании единого образовательного пространства, характеризующегося унификацией образовательных программ, предопределяют необходимость овладения кросс-культурными технологиями управления. Их значимость повышается в условиях регионализации национального экономического пространства и повышения внутригосударственной мобильности человеческих ресурсов, ведущих к усилению «культурного разнообразия», что обусловливает необходимость выделения кросс-культурной составляющей в содержании человеческого капитала и ее целенаправленного формирования с целью сохранения и использования национально-культурной самобытности отдельных групп социума в условиях взаимодействия и взаимопроникновения национальных, религиозных, гендерных, возрастных, профессиональных, индивидуальных организационных культур. В настоящее время указанные субкультуры оказывают непосредственное воздействие на отдельные акты коммуникации, на эффективность управленческих решений на уровне отдельного предприятия, территориального образования и национальной экономики в целом. В этой связи представляется перспективным применение синергетического подхода к анализу человеческого капитала во взаимосвязи с социоэтнокультурной средой его формирования и введение в научный оборот категории «антропогенного пространства» как динамичной, открытой, самоорганизующейся системы. Подобный пространственный подход позволяет преодолеть фрагментарность представлений о структуре и факторах накопления человеческого капитала, выступает предпосылкой формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами транснациональных корпораций с учетом особенностей территории базирования структурных подразделений, создает предпосылки для снижения транзакционных издержек рекрутмента, оценки и ротации персонала, является необходимым условием предупреждения межэтнических конфликтов в многонациональных государственных образованиях, повышает уровень адаптивности и мобильности носителей человеческого капитала в условиях интернационализации рынка труда.

В рамках методики, используемой Всемирным экономическим форумом при оценке человеческого капитала различных государств, используются более 50 показателей, объединенных в четыре основные группы: образование (высшее, среднее, начальное) и профессиональная подготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность. В 2013 г. лидерами по уровню развития человеческого капитала являются Швейцария, Финляндия и Сингапур. Российская Федерация (РФ) в рейтинге развития человеческого капитала занимает 51 место, что свидетельствует о ее отставании от государств с развитой экономикой, а также от ряда стран СНГ и Балтии1. Признавая обоснованность подобной методики к оценке человеческого капитала, следует отметить отсутствие в ней учета кросс-культурных особенностей формирования и реализации его составляющих, что не позволяет анализировать антропогенное пространство как результат взаимодействия человека и продуктов его деятельности, а носителя человеческого капитала - как точку отсчета в описании социально-экономических явлений и процессов. В этой связи сохраняется декларативность тезиса об антропоцентристском характере современного общества. Противоречивость процессов интеграции и дезинтеграции в глобализирующемся экономическом пространстве в сфере формирования и реализации человеческого капитала проявляется, с одной стороны, в расширении возможностей овладения знаниями, умениями и навыками, в создании предпосылок для эффективного выбора на рынке труда, в обеспечении доступа к услугам здравоохранения, ЖКХ, а с другой стороны, - в росте и распространении деструктивных форм активности, снижении мотивации на успех, В этой связи представляется необходимым в рамках воспроизводства человеческого капитала учитывать традиции и особенности национальной культуры его носителей, что позволяет обеспечить однонаправленность реализации интересов членов трудового коллектива, резидентов территориального образования и государства в целом. Необходимость формирования теоретико-методологических подходов к содержанию кросс-культурной составляющей человеческого капитала как основы для разработки действенных методов управляющего воздействия на микро-, мезо- и макро- уровнях определили выбор темы диссертации, ее значимость для теории и практики.



Степень изученности проблемы. Начало исследованию роли человека в социально-экономическом развитии было положено в работах представителей меркантилизма (Ф.Галиани) и классической школы политической экономии (У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, Дж.Ст.Милль и др.), которые в качестве предмета анализа рассматривали его экономическую деятельность. Попытка представить расширенную трактовку самого человека в совокупности с приобретенными знаниями и навыками, образующими особую форму капитала, представлена в трудах У.Багехота, Л.Вальраса, Т.Витстейна, Ф.Листа, Г.Сиджвика, Н.Сениора, Й.Г. фон Тюнена, У.Фарра, И.Фишера, Э.Энгеля и др.

Теоретико-методологические подходы к исследованию человеческого капитала определены в трудах Г.Беккера и Т.Шульца. Сформулированные ими положения нашли развитие в работах И.Бен-Порэта, М.Блауга, С.Боулса, Г.Боуэна, Т.Б.Вейсброда, Р.Лейарда, Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ф.Уэлча, Б.Чизвика Б.Л.Хансена и др. Человеческий капитал как ключевой фактор научно-технического прогресса исследовался в трудах Д.Белла, Е.Масуды, А.Тоффлера и др.

В условиях плановой экономики особое внимание уделялось человеческому фактору в общественном производстве, что нашло отражение в трудах Л.И.Абалкина, В.В.Куликова, В.А.Медведева, О.И.Ожерельева и др. Существенный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли российские экономисты B.C.Гойло, Л.С.Гребенев, А.И.Добрынин, С.А.Дятлов, Г.П.Журавлева, И.В.Ильинский, М.М.Критский, В.Т.Смирнов и др.

Этническая культура общества как составляющая социального капитала исследована в трудах Дж.Коулмена, Д.Макфаддена, Р.Патнэма, А. де Токвиля, Дж.Хекмана и др. Ряд теоретико-методических подходов к измерению культурных отличий и их связи с социально-экономическим развитием представлены в трудах М.Бонда, К.Леунга, Р.Инглегарта, Р.Льюис, Л.Харрисона, Г.Хофстеде, Ш.Шварца и др. Предложенные ими подходы к оценке взаимосвязи культурных факторов и экономических установок нашли развитие в работах Н.М.Лебедевой, А.Н.Татарко и других российских исследователей.

Процесс реализации человеческого капитала в системе социальных и трудовых отношений исследован в работах О.С.Виханского, Т.И.Заславской, В.Л.Иноземцева, Л.Н.Когана, Б.Д.Парыгина, В.К.Потемкина, А.А.Радаева, Р.В.Рывкина, С.О.Сильвестрова, А.Л.Слободского, Ж.Т.Тощенко и др. Отдельные аспекты управления человеческими ресурсами представлены в трудах Б.М.Генкина, Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, В.А.Спивака и др. Проблемы управления компетенциями нашли отражение в работах зарубежных (С.Белье, Г.Ле Ботерв, П.Зарифьян, С.Р.Робинс и др.) и российских авторов (В.А.Дятлов, А.П.Егоршин, Т.Н.Лобанова, С.А.Шапиро и др.).

Междисциплинарный характер исследования отдельных аспектов данной проблемы предопределил необходимость обращения к результатам исследованиям кросс-культурной психологии (Дж.Берри, Л.С.Выготский, М.Коул, К.Лейнг, Д.Мацумото, Г.Триандис и др.); к трудам в области философии, социологии, права и психологии (М.Дейч, O.A.Гулевич, П.А.Кропоткин, М.Лернер, П.Рикер, Дж.Ролз и др.), теории социальных представлений, сформулировавшей закономерности формирования устойчивых, стереотипных представлений у отдельных социальных страт (Л.М.Андреева, В.Дуаз, Т.П.Емельянова, С.Московичи и др.)

Высоко оценивая результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и экономистов в области человеческого капитала, следует отметить, что теоретико-методологические и практические аспекты формирования и реализации человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций исследованы в недостаточной степени, что определило цель, задачи и структуру работы.



Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методологического подхода к содержанию человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций, а также в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций относительно факторов и инструментов его формирования в условиях глобализации экономики.

Реализация цели исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач:

1. Обосновать системный подход к анализу человеческого капитала с учетом процессов глобализации экономики и сформулировать содержание кросс-культурных компетенций как его неотъемлемого элемента.

2. Выявить противоречивый характер воздействия глобализации мирового хозяйства на содержание человеческого капитала.

3. Проанализировать влияние кросс-культурных компетенций в составе человеческого капитала на уровень инновационности национальной экономики в условиях ее глобализации.

4. Выявить функции кросс-культурных компетенций в составе человеческого капитала в обеспечении поступательной динамики макро-, мезо- и микроэкономических индикаторов.

5. Сформировать модель множественной регрессии, характеризующую зависимость уровня KSAO (knowledge, skills, abilities and other characteristicsзнания, навыки, способности и другие характеристики) от уровня сбалансированности человеческого капитала фирмы и провести оценку ее статистической достоверности.

6. Разработать методический подход к оценке стоимости человеческого капитала фирмы с учетом кросс-культурных компетенций.



Объектом исследования выступает человеческий капитал в условиях глобализации экономики.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций в условиях глобализации экономики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, в которых сформулированы основные положения теории человеческого капитала, теории социального капитала, социальной психологии, мировой экономики и международных отношений, социологии, организационного поведения, а также принципы социально-экономического прогнозирования и программирования.

В ходе исследования использованы сравнительно-исторический, компаративистский и системный подходы к исследованию экономических явлений и процессов, а также методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, научного абстрагирования, методы математической статистики. При подготовке диссертационного исследования использованы эмпирические методы: анкетирование, тестирование, качественный анализ результатов, включенное наблюдение, экспертные интервью по исследуемой проблеме и др. Содержание предмета исследования предопределило необходимость использования геоэкономического подхода, что позволило провести анализ экономических явлений в тесной взаимосвязи с этническими, культурологическими и морально-этическими параметрами.



Информационную базу диссертационной работы составляют сведения Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, официальных статистических органов зарубежных государств, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации (РФ), Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (РТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программы развитии ООН (ПРООН), Международной организации труда (МОТ), Института образования Высшей школы экономики, Центра кросс-культурных коммуникаций, Международного института кросс-культурного и языкового тренинга, специализированных аналитических зарубежных компаний и др. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, парламентских слушаний, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

В ходе подготовки диссертационного исследования изучены законодательные акты и нормативные документы, в которых отражены формы и методы государственного регулирования социально-экономических процессов, а также содержится концепция реформирования социальной сферы Российской Федерации.



Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 1. Общая экономическая теория: 1.1. Политическая экономия (воздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтов; инновационные факторы социально-экономической трансформации; теория хозяйственного механизма и его развитие: принципы, особенности, тенденции; закономерности эволюции социально-экономических систем; гуманизация экономического роста; теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях») Паспорта ВАК Министерства образования и науки РФ специальности 08.00.01 – Экономическая теория.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретико-методологического подхода к содержанию человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций, а также в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций относительно факторов и инструментов его формирования в условиях глобализации экономики, что детально выразилось в следующем:

1. Обоснован системный подход к анализу человеческого капитала, в соответствии с которым его носители выступают одновременно в качестве результата и субъекта проектирования антропогенного пространства как целостной социо-эколого-экономической динамичной системы, обладающей сложной иерархической структурой, эмерджентностью, множественностью функциональных целей, динамичностью стохастических процессов, что обусловливает потенциальную возможность изменения содержания и направлений социальных, экологических и экономических процессов на основе целенаправленных, осознанных изменений в содержании человеческого капитала, включающим в условиях глобализации наряду с родовыми (образование и профессиональная подготовка; здоровье; трудоустройство и занятость; социальная мобильность) видовые признаки (кросс-культурные компетенции, включающие в соответствии со стандартами KSAO знания, умения, навыки, физическое состояние, сформировавшиеся под влиянием набора культурных ценностей, технико-технологических, природно-климатических факторов и факторов институциональной среды).

2. Выявлен противоречивый характер воздействия глобализации мирового хозяйства на содержание человеческого капитала, который проявляется, с одной стороны, в унификации стандартных и специфических активов в его составе в условиях формирования единого образовательного пространства, информатизации экономики и повышения мобильности человеческих ресурсов, с другой стороны, - в дифференциации кросс-культурных компетенций, что обусловливает рост транзакционных издержек интернационализации; при этом доказано, что глобализационные процессы оказывают воздействие на содержание факторов формирования и реализации человеческого капитала, представленных формальными и неформальными институтами и обусловливают необходимость имплантации государством нормативных стандартов в состав субъективных предпочтений носителей человеческого капитала как фактора формирования кросс-культурной компетентности.

3. Доказано, что в условиях глобализации экономики, информатизации экономического пространства, сокращения жизненного цикла товаров, рост альтернативных издержек их производства, повышение объема затрат и появление новых рискоообразующих факторов обусловливают наряду с отношениями соперничества развитие отношений сотрудничества экономических агентов, проявлением которых становятся открытые инновации, при этом обосновано, что существуют «жесткие» (hard) (вещественные факторы производства и технологии их использования) и «мягкие» (soft), или неявные, труднорегулируемые и трудноизмеримые факторы инновационной активности, которые представлены кросс-культурными компетенциями в составе человеческого капитала, типологизированными в соответствии с классификационным признаком склонности к инновационной активности.

4. Выявлены функции кросс-культурных компетенций в составе человеческого капитала в обеспечении поступательной динамики макро-, мезо- и микроэкономических индикаторов, а именно: снижение транзакционных издержек; стимулирование накопления человеческого капитала; повышение эффективности реализации человеческого капитала на основе ориентации его носителя на достижение высокого экономического и социального результата при высокой ответственности за выбор.

5. Построена модель множественной регрессии, характеризующая зависимость уровня KSAO от уровня сбалансированности человеческого капитала фирмы по гендерному, возрастному, религиозно-культурному и семантическому признакам, определяемым как соответствие сложившегося соотношения между ними среднерегиональному значению аналогичного показателя, что позволяет прогнозировать потенциально возможный уровень KSAO в исследовании человеческого капитала фирмы при соблюдении необходимого уровня статистической достоверности.

6. Предложен методический подход к оценке стоимости человеческого капитала фирмы с учетом кросс-культурных компетенций, основанный на применении модели ценообразования человеческого капитала, учитывающей уровень использования кросс-культурных компетенций, стоимость человеческого капитала фирмы-лидера отрасли и среднюю хронологическую стоимость человеческого капитала фирмы по отрасли в течение анализируемого периода.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии теории человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций в условиях глобализации экономики. Представленные в диссертации теоретические положения, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование системы регулирования межкультурными коммуникациями основе проведения кросс-культурного анализа и формирования человеческого капитала с учетом кросс-культурного профиля его носителей.

Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов при чтении курсов «Экономическая теория», «Мировая экономика», а также спецкурсов по проблемам кросс-культурных компетенций.



Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, межвузовских конференциях.

Автором опубликовано 6 печатных работ, общим объемом 2,1 п.л., в том числе 2 статьи в журнале «Экономические науки», входящим в перечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в учебном процессе ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», что подтверждено справкой о внедрении.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной экономической литературе, определяется цель и задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая основа исследования, формулируются новизна и научно-практическая значимость диссертации, апробация результатов работы и ее структура.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций в условиях глобализации экономики» показана эволюция представлений о содержании человеческого капитала, обоснована авторская трактовка кросс-культурных компетенций как неотъемлемой составляющей человеческого капитала в условиях глобализации экономики, проанализирован механизм влияния кросс-культурной составляющей человеческого капитала на динамику основных экономических и социальных индикаторов состояния современного общества.

Во второй главе «Формы и методы регулирования процесса формирования и реализации человеческого капитала с учетом кросс-культурных компетенций в условиях глобализации экономики» проводится анализ влияния кросс-культурных компетенций, как составляющих человеческого капитала, на уровень инновационности национальной экономической системы, представлена модель ценообразования человеческого капитала.

В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница