Восприятие времени в модели субъективного восприятия времени человеком



Скачать 210.48 Kb.
Дата11.10.2017
Размер210.48 Kb.
ТипАнализ

Индивидуальные различия в

субъективном восприятии времени

А.В.Козлова, Т.В.Савко, А.Т.Терехин


Современная гуманитарная академия, Москва


Аннотация

Проведен анализ зависимости субъективного восприятия времени от социально-демографического статуса индивида и его индивидуальных психологических особенностей и установок по данным опроса 92 респондентов в возрасте 18-80 лет об их автобиографических вспоминаниях.

Ключевые слова: субъективное восприятие времени, автобиографическая память, индивидуальные различия, психологические установки

В [3] была предложена математическая модели возрастного изменения субъективного восприятия времени, основанная на взаимодействии процессов запоминания и забывания информации. Предполагалось, что субъективное восприятие длительности промежутка времени пропорционально количеству связанных с ним с ним в памяти событий. Например, если с каким-то годом жизни связано десять запомненных событий, а с другим - пять, то второй год субъективно будет восприниматься по длительности в два раза короче первого.

Если это предположение верно, то задача изучения возрастного изменения восприятия времени сводится к изучению возрастной динамики запоминания и забывания событий.

Число событий , запомненных в возрасте и вспомненных в возрасте

,

в этой модели пропорционально произведению функции запоминания на функцию забывания , т.е. предполагается, что доля запоминаемых событий экспоненциально убывает с возрастом запоминания , а доля вспоминанемых – с их давностью . Параметры модели – a, b, c, M0, оценивались по литературным данным, взятым из [7].



Анализ полученных выводов позволил сделать ряд выводов относительно возрастных изменений в субъективном восприятии времени:

- независимо от возраста хуже всего вспоминаются события 10-20-летней давности – этот промежуток назван «реминисцентным провалом»;

- текущее время идет быстрее для более пожилых (для 65-летних оно идет почти в два раза быстрее, чем для 15-летних);

- поскольку c увеличением возраста скорость забывания недавних событий увеличивается по сравнению с давними событиями, то становится соизмеримым временное разрешение восприятия совсем недавних и очень давних событий (для 65-летнего оно примерно одинаково для событий 5-летней и 50-летней давности) – этим отчасти можно объяснить появление так называемого «телескопического эффекта», т. е. как бы приближения во времени давних событий и удаления близких;

- скользящий характер «реминисцентного провала» должен приводить к тому, что с возрастом восстанавливается относительная важность (насыщенность вспоминаемыми событиями, вызывающая ощущение большей временной протяженности) все более поздних периодов жизни – например, не очень важный (из-за «реминисцентного провала») для 55-летнего человека возрастной период 40–45 лет становится относительно более важным для 65-летнего;

- поскольку период «реминисцентного провала» не зависит от возраста, то он приходится на одно и то же время (около 15 лет назад от текущей даты) для большей части членов общества, что может проявляться как своего рода «коллективная амнезия».

Полученные результаты описывают общие тенденции возрастного изменения субъективного восприятия времени, полученные на основе анализа данных, осредненных по большому числу опрошенных. Однако не меньший интерес представляет изучение индивидуальных различий, зависимость их как от социально-демографического статуса индивида (пол, образование, условия жизни), так и от его психологических особенностей и установок. С этой целью было проведено дополнительное исследование, включающее три этапа.

Методы сбора данных

На первом этапе выявлялось количество событий в различные возрастные периоды и устанавливалась их связь с признаками, влияющими на общую продуктивность вспомненных респондентами событий. Был разработан специальный бланк с целью выявления частоты событий в различные возрастные периоды. За единицу измерения был взят 4-9-летний интервал, отражающий ступени социальных изменений в жизни человека. В опросе использованы факторы, предположительно влияющие на восприятие времени – такие как физическая нагрузка, прием лекарств, алкоголя, курение, рабочая нагрузка и др.

Вместе с тем, исследование показало, что предложенная форма работы, требующая указания числа событий в заданные интервалы жизни смущала респондентов своей излишней регламентированность и снижала мотивацию к продолжению работы и ее эффкективность. Было очевидно, что человек помнил гораздо больше событий, чем он указывал.

На втором этапе было уточнено понятие «событие» и выделены признаки события - новизна, автобиографичность, цель, сюжет, рубежность. Была составлена анкета из трех блоков: социально-демографического, мнемического (предлагалось вспомнить максимальное количество приятных и неприятных событий) и психологического (интервью об оценке субъективного возраста, насыщенности и продолжительности жизни и раздел с проективной методикой оценки человеком временной перспективы – соотношения прошлого, настоящего, будущего). Временной интервал (единица измерения) был сделан единым: 8-летний отрезок [6]. На втором этапе было внесено существенное дополнение - были заданы признаки вспоминаемых событий («приятные и неприятные»), а также дана установка на припоминание максимального количества событий. Проводилось интервью об оценке субъективного возраста, насыщенности и продолжительности жизни.

На третьем этапе исследования применялась группа методик, которая предположительно должна была увеличить количество вспоминаемых событий: программа исследования дополнительно включала метод интервью, самооценку и ассоциативный метод. Были использованы методики «Индивидуальная минута» и «Опросник поведенческих установок и поисковой активности BASE». Методика «Индивидуальная минута» очень проста в исполнении: участника просят отсчитать 60 сек., чтобы уложиться в 1 минуту и сообщить, когда по его мнению истечет время. Исследователь засекает реальное время и фиксирует результат. Методика BASE разработана В.С.Ротенбергом и А.Л.Венгером, в ее основу положена концепция поисковой активности, предложенная В.С.Ротенбергом [5]. Под поисковой активностью понимается деятельность, осуществляемая в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предусмотреть результаты своих действий. Вместе с тем, она предполагает постоянный анализ ситуации и достигнутых результатов на каждом этапе деятельности. Методика включает 16 ситуаций и 4 варианта ответа, каждый из которых предполагает тот или иной тип активности. Испытуемому предлагается сначала выбрать самый подходящий вариант ответа, а затем к этой же задаче выбрать самый неподходящий, с его точки зрения, ответ.

Смысловая сфера восприятия времени представлена методикой Л.Ф.Бурлачука «Психологическая автобиография» [1]. Это бланковая методика, в которой предлагается перечислить наиболее важные события, которые произошли в жизни, а также те, которые человек ожидает в будущем, и отметить на бланке примерные даты событий. Каждое событие нужно оценить как радостные (в баллах от 1 до 5) или грустные (в баллах от –1 до –5). Обработка данных позволяет оценить количество событий, по разным критериям - прошедшие, будущие, радостные, грустные, по силе воздействия, по времени антиципации и ретроспекции, по типу события.

Программа исследования дополнительно включала метод интервью, самооценку и модифицированную нами ассоциативную методику вспоминания событий. Материал для ассоциативной методики был получен методом контент-анализа на основе ответов респондентов, принявших участие на втором этапе исследования. Выделено 36 слов и словосочетаний, наиболее типичных для отечественной культуры. Был добавлен вопрос: «Сколько еще вспоминается случаев, событий в связи с названным словом?». Это позволяло продлить ассоциативную цепочку фиксируемых воспоминаний. Для анализа был введен новый параметр – тип вспоминаемого события – как признак, возможно, влияющий на количество вспоминаемых событий. Это позволило проанализировать содержательную структуру субъективного восприятия времени. Ниже приведен фрагмент бланка ассоциативной методики.


Слово

Воспоминание о конкретном личном событии, связанном с этим

словом


Сколько еще событий (колич.) вспомнилось в связи с этим словом?

Время описанного воспоминания

(возраст, период, или конкретная дата)


Его важность

(нужное

зачеркнуть)


День рождения








Когда это случилось?

Этот случай был первым в жизни: да нет



Это событие было:

Незначительное

Небольшой важности

Умеренно важное

Важное

Очень важное

Дом







Когда это случилось?

Этот случай был первым в жизни: да нет



Это событие было:

Незначительное

Небольшой важности

Умеренно важное

Важное

Очень важное

Таким образом, на первом этапе предлагалось вспомнить максимальное количество событий (не конкретизируя их) в определенные отрезки жизни. На втором этапе предлагалось вспоминать максимальное количество событий (как положительных, так и отрицательных) в определенные отрезки жизни. А на третьем испытуемых просили вспомнить значимые, важные события своей жизни - модифицированная методика инициировала ассоциативную память. Всего в исследовании приняли участие 92 человека в возрасте от 18 до 80 лет.



Результаты анализа данных


Предполагалось, что общее количество событий, вспоминаемых человеком, связано с его активностью, которая в нашем исследовании представляется такими переменными, как образование, профессиональная занятость, наличие совмещений, продолжительность рабочего дня, наличие выходных дней, стаж, научная степень, количество детей, количество свободного времени и др. Между собой эти переменные связаны (образуют корреляционную плеяду), что указывает на обоснованность операционализации такого интегрального понятия как «жизненная активность». Однако результаты анализа показали, что общее количество событий не имеет сильной связи с выделенным обобщенным показателем. Тем не менее, выяснилось, что признаки, которые нами были объединены в интегральный показатель активности личности, по отдельности демонстрировали интересные статистически значимые зависимости, подтверждающие ценностно-смысловую обусловленность восприятия времени человеком.

Так, на статистически значимом уровне (p=0,05) общее количество вспоминаемых событий связано с образованием (r=0,45) и возрастом, на который ощущает себя человек (r=0,4). Стаж работы (на высоком уровне значимости p=0,01) коррелирует с такими признаками, как «возраст остановки» - возраст, в котором хотелось бы пожить дольше (r=0,45) и «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r=0,62). Профессия связана с таким показателем, как «возраст, в котором ощущается отсутствие новизны событий» (r=0,48, p=0,05). Количество совмещений с основной работой оказалось значимо связано с таким признаком, как «возраст, когда время стало бежать быстрее» (r=0,47, p=0,05).

Таким образом, субъективное восприятие времени связано со стажем, типом профессии, количеством совмещений, а также числом выходных дней (r=0,51 p=0,01). Тем самым мы получаем косвенные подтверждения значимости заявленных параметров для продуктивности количества вспоминаемых событий, заполняющих время респондентов.

На это же указывает и анализ данных, полученных по методике BASE. Несколько слов о тех типах активности, которые исследует методика. У людей поисковая активность представлена обширным репертуаром: планирование, творчество, фантазирование, переоценка ситуации, анализ и т.п. Поскольку прагматический результат может зависеть не только от процесса поиска, но и от ряда объективных условий, не зависящих от личности, в этом смысле более важна сама активность, процесс. При этом активность может проявлять себя и в патологическом поведении - асоциальные поступки, ипохондрическое поведение и т.д., тогда как определенные типы поведения (депрессия и реакция капитуляции) поисковую активность исключают. Альтернативами поисковой активности являются стандартно-стереотипное поведение (попытка действовать в изменившейся ситуации в соответствии с прежними стереотипами), хаотическое поведение (бессистемные пробы, не сопровождающиеся анализом ситуации) и пассивное избегание поиска. Поисковая активность положительно связана с ощущением самоэффективности, так как, с одной стороны, требует больших усилий и совершается в неопределенной ситуации (поэтому поисковое поведение трудно инициировать без веры в себя, без высокой самооценки), с другой - сохранение активности в стрессовой ситуации повышает самооценку. Таким образом, по результатам данной методики можно косвенно судить в целом о жизненной активности человека. Напомним, что тип активности выявляется по методике BASE путем подсчета предпочитаемых вариантов ответов на 16 ситуационных задач с помощью соответствующего ключа.

В целом взаимосвязь типа активности с количеством событий на статистически значимом уровне не подтвердилась, однако были выявлены следующие интересные тенденции. Результаты показали, что у респондентов в юношеском возрасте (с 17 до 23 лет) представлены все типы активности, кроме типа «отказ от поиска», в молодости (с 24 до 35 лет) сочетаются стереотипная и поисковая активность. Большинство респондентов 36-55 лет также характеризуются поисковой активностью, а вот лицам старше 66 лет свойственен отказ от поиска.

Согласно полученным данным, тип активности может меняться с возрастом, самооценкой, социально-психологическими условиями и другими признаками. Возможно, этим объясняется и меньший объем запоминания событий в старшем возрасте, так как предпочитаемый тип активности («отказ от поиска») не располагает к восприятию новой информации и новых впечатлений, что отнюдь не равнозначно их отсутствию в жизни.

Полученные данные были сопоставлены с мнением респондентов о том, в каком возрасте, по их мнению, помнится больше всего событий.

Можно отметить следующие интересные тенденции. Люди с поисковым типом активности субъективно считают, что событий много в любом возрасте, а те, кто предпочитает отказ от поиска, самым богатым на события считают период молодости.

Мы задали респондентам вопросы о том, какой период своей жизни они считают самым насыщенным и в каком возрасте помнится больше всего событий, чтобы узнать, действительно ли в указанные периоды больше вспоминается событий? Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение по возрастам самых насыщенных событиями периодов, а также периодов, относительно которых больше всего помнится событий



Возраст

17-23

24-35

36-55

56-65

Старше 66

Самый насыщенный событиями период

Молодость, «сейчас»

Детство и зрелость

Юность

Юность и молодость

Детство, юность, молодость

Период, относительно которого помнится больше всего событий

Молодость и «сознательный» возраст

Пожилой

Недавний период и «любой» возраст

Молодость и «сознательный» возраст, а также отказы отвечать

Детство, молодость

Из таблицы 1 следует, что самым насыщенным периодом жизни юных и молодых респондентов выступает настоящее и будущее, а респонденты пожилого возраста часто называли молодость и детство (т.е. свое прошлое). Вместе с тем в полученных нами данных нет принципиальной новизны: аналогичные сведения встречаются в литературе. Однако наши данные показали, что если в юности не наблюдается расхождения между периодами «самого насыщенного возраста» и «больше всего помнится событий», то с возрастом происходит некая трансформация: в молодые годы количество событий связывается с количеством прожитых лет, в зрелые годы, на фоне ностальгии по утраченной юности, ценится настоящее, а в пожилые годы усиливается представление, что все лучшее уже случилось, вплоть до отказа отвечать на данный вопрос. Это усредненные тенденции. Индивидуальные вариации, безусловно, разнообразнее, но именно средние тенденции указывают на существование социально-обусловленных установок, которые начинают влиять (и с возрастом – сильнее) на восприятие времени человеком. В данном случае это влияние можно описать как пессимистичное, не располагающее к активному стилю жизни.

Мы сопоставили эти субъективные данные с объективным количеством вспомненных респондентами событий в период детства, юности, молодости и т.д. (таблица 2).



Таблица 2. Распределение количества вспомненных событий по возрастным периодам вспоминания




Детство

Юность

Молодость

Зрелость

Пожилой

Период

0-8

9-16

17-24

25 – 32

33 – 40

41 – 48

49 – 56

57 – 64

> 65

17-23

7,8

6,3

6,4

-

-

-

-

-

-

24-35

6,5

8,5

9,1

5,5

1,8

-

-

-

-

36-55

8,2

8,4

7,0

5,2

6,0

3,9

10,3

-

-

56-65

6,4

11,5

11,1

12,0

7,5

13,3

9,8

5,8

-

> 66

6,2

7,0

7,5

5,3

7,0

6,3

7,5

7,0

5,3

Юношество, отмечая, что «больше всего событий в молодости», реально вспоминает событий чуть больше из своего детства, чем из недавнего для себя прошлого. Молодые люди (24-35 лет), называя самыми насыщенными возрастами «детство» и «зрелость», наибольший пик событий дают в юношеский период. Люди зрелого возраста, отмечая как самый насыщенный период «юность», тем не менее, в этот период припоминают событий не больше, чем из детства, а вот в недавний период действительно вспоминают больше всего событий. Респонденты 56-65 лет вспоминают больше событий из детства (но не дошкольного), юности и молодости, но вместе с тем число вспомненных событий за период зрелости почти такое же (хотя на субъективном уровне оценка представляла для них трудность, продуктивность их воспоминаний выглядит богаче, чем в других возрастных подгруппах). Люди старше 66 лет относительно равномерно вспоминали количество событий из разных периодов своей жизни, хотя субъективно насыщенными возрастами воспринимаются «детство» и «молодость».

Мы объясняем это умением людей старше 66 лет более системно и целостно охватывать свою жизнь, равномернее распределять значимость событий, их вес, тогда как респонденты в возрасте 56-65 лет склонны увеличивать количество вспоминаемых событий из детства и ранней юности. Этот факт можно объяснить, на наш взгляд, не столько свойствами памяти, сколько кризисностью данного периода, на который и у мужчин, и у женщин приходится пора смены социальных ролей (принятие решения о выходе на пенсию, оценка своих сил и возможностей, др.), что косвенно подтверждается фактом отказа отвечать на вопрос и субъективной переоценкой насыщенности событиями такого периода жизни как «молодость», «сознательный возраст».

В целом можно сказать, что практически во всех возрастных группах наблюдается несовпадение реального объема событий с субъективным ощущением плотности времени, однако наблюдаемые расхождения, с одной стороны, требуют дополнительной проверки, самостоятельного исследования, с другой – на теоретическом уровне могут быть частично объяснены закономерностями возрастного развития. Пожалуй, наиболее точным оказался прогноз людей среднего возраста (36-55 лет) и, что любопытно, люди данного возраста отличаются в среднем более точной оценкой длительности минуты (методика «Индивидуальная минута»). Такая параллель также заслуживает исследовательского внимания и, возможно, поможет лучше понять специфику восприятия человеком времени в онтогенезе и выявить закономерности, связанные со стратегией жизни (во всяком случае – с ее временным аспектом).

Пятая часть респондентов отметили, что продуктивным периодом своей жизни они могут назвать время, начиная с «подросткового возраста до настоящего периода». Скорее всего, это связано с возрастанием социальной активности и осознанием этого факта, поэтому как синоним назывался период «сознательный». Корреляционный анализ показал, что существует зависимость между такими признаками, как «количество социально-окрашенных событий» и «самый продуктивный возраст» (r=0,45) (для сравнения: связь с признаком «количество личностно-окрашенных вспоминаний» слабая (r=-0,19)). Таким образом, на субъективное восприятие времени оказывает существенное влияние субъективная оценка человеком себя, результатов своей деятельности, а именно, социально-полезная направленность собственной активности.

Больше всего событий вспоминают респонденты с помощью ассоциаций - подсказок для памяти. Результаты наглядно показали, что количество событий, подвергающихся смысловой обработке (т.е. когда человек для себя решает, какие события он считает важными, какие – положительными в своей жизни) извлекается меньше (причем это не зависит от возраста), чем событий в абстрактной ситуации (сколько в принципе было событий в детстве, в юности или сколько вспоминается событий, связанных со словом «школа»). Следовательно, условия сбора данных выступают важным фактором, влияющим на количество воспоминаний (таблица 3) и это дополнительно указывает на то, что количество событий в памяти человека гораздо большее (примерно в 2-6 раз), чем он субъективно это воспринимает. А именно субъективная оценка представляет психологический интерес, но данная проблематика не получила широкого научного освещения, хотя частично она затронута в недавно появившихся работах по автобиографической памяти и нейрокогнитивным моделям памяти [2-4].

Таблица 3. Сравнение количества событий, полученных по методикам «Психологическая биография» и ассоциативному тесту






Психологическая биография

(средн. кол-во. событий)



Ассоциативный тест

(средн. кол-во событий.)



Мужчины

33,67

69,25

Женщины

26,53

152,59

В целом по группе

27,60

136,71

В целом можно сказать, что чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая жизненная продуктивность, характеризующая, как правило, богатство психологического времени (корреляционная связь между показателями «количество событий в методике «Психологическая биография» и «количество событий в ассоциативном тесте» статистически значима (r=0,6 p=0,01)).

В нашем исследовании получен еще один удивительный факт, заставляющий серьезно посмотреть на рассматриваемую проблему. В ходе интервью по теме «Мой вчерашний день» от испытуемых требовалось не только описать свой типовой день (чем он заполнен), но и оценить его насыщенность по шкале от 1 до 10, а также определить, сколько произошло субъективно новых и сколько важных событий (таблица 4).


Таблица 4. Результаты опроса «Мой вчерашний день»





Кол-во событий за день

Оценка своего дня (балл)

Кол-во новых событий за день

Кол-во важных событий за день

Мужчины

14,0

5,67

0,25*

0***

Женщины

15,82

7,12

1,24*

1,29***

В целом по группе

15,48

6,90

1,05

1,05

Из таблицы 4 видно, что в оценке количества важных и новых событий различия между мужчинами и женщинами достоверны, тогда как по количеству событий и в оценке насыщенности своего типового дня мужчины и женщины не различаются между собой на статистически значимом уровне. Женщины чаще отмечают новые события дня (p=0,03) и более склонны видеть важные события в рутине каждого дня (p=0,001), чем мужчины.

Эти факты могут иметь важное объяснительное и прогностическое значение. Во-первых, они могут служить объяснением того, почему женщины в среднем помнят событий больше мужчин. Во-вторых, могут помочь понять, почему мужчины в среднем тяжелее переживают возрастные кризисы, чем женщины.



Контент-анализ наименований событий показывает, что структура субъективного восприятия времени не всегда подотчетна и осмыслена самим человеком: объективно чаще запоминаются все-таки события важные, связанные с собой, но субъективно кажется, что «эмоционально яркие». И, возможно, данная установка порождает очень распространенное представление о том, что с возрастом «событий происходит меньше», а все лучшее в жизни уже в прошлом, а именно - в детстве или юности.

Заключение


Результаты эмпирического исследования субъективного восприятия времени человеком позволяют сделать следующие выводы.

  1. Субъективное восприятие времени обусловлено индивидуально-типологическими особенностями респондентов (возраст, пол, свойства памяти, восприятия, др.) и социально-психологическими условиями (сложность деятельности, образ жизни и др.).

  2. Субъективное восприятие длительности отрезков жизни связано не только с количеством вспомненных событий, но и их качественными признаками (положительное - негативное, личное - общественно-историческое, давнее – близкое, новое – циклично повторяющееся, важное – малозначимое и др.).

  3. В переживании человеком времени есть много анонсов, которые связаны с внутренним чувством возраста: на какой возраст человек себя ощущает, какой возраст ему кажется самым продуктивным, самым насыщенным, какой возраст «предпочитает» и др.

  4. Отсутствие направленности (смысловой задачи) для памяти служит фактором, снижающим количество воспоминаемых событий, т.к. структурирование восприятия времени требует смыслового решения задачи, что и было продемонстрировано в ходе нашего исследования. Таким образом, на количество вспоминаемых событий влияют не только возрастные особенности памяти и самосознание человека, но и установки, заданные при исследовании. Но в целом большинство исследователей отмечают невысокую продуктивность воспоминаний - например, в среднем 15,7 автобиографических событий (В.В.Нуркова, 1998) или примерно 11,4 за всю жизнь (Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, 1998).

  5. Возраст - категория не только социальная, но и психологическая, а субъективное ощущение возраста влияет на ориентированность общества относительно возможностей и ожиданий, связанных с тем или иным возрастом. В свою очередь, социально-ролевые ожидания могут серьезным образом влиять на восприятие человеком времени своей жизни («что я могу?», «да сколько мне осталось», «мне уже поздно учиться» и т.д.). Однако там, где личность живет соразмерно внутреннему психологическому возрасту в координатах субъективного восприятия времени своей жизни, ориентированной на саморазвитие и развитие социальной, профессиональной, общественной среды, в тех ситуациях социально-ролевое ожидание уступает место принятию человека в его уникальности и неповторимости.


Литература


  1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Уч. пособие – Москва: Роспедагенство, 1998.

  2. Василевская К.Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – Москва, 2008.

  3. Карпенко М.П., Е.В.Чмыхова, А.Т.Терехин. Модель возрастного изменения восприятия времени. // Инновации в образовании, № 7. 2008. С. 66-77.

  4. Нуркова В.В. Автобиографическая память: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – Москва, 1998.

  5. Ротенберг В.С., Давыдов Д.Г. BASE. Опросник поведенческих установок: Руководство по применению. Рекомендации для посроения индивидуальной образовательной траектории. – Москва: Изд.-во СГУ, 2007.
  6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. // Эл. ресурс: http://nkozlov.ru/library/psychology/d2909/print/?full=1


  7. Janssen S.M.J., Chessa, A.G., Murre J.M.J. Modeling the reminiscence bump in autobiographical memory with the Memory Chain Model. Ed. Kokinov B., Hirst W. Constructive Memory. – Sofia: NBU Press. 2003. 138–147 pp. Эл. ресурс: http://www.neuromod.org/publications/books/MRB/MRB.pdf







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница