В. П. Желиховская Современная черная магия



Скачать 133.51 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.01.2019
Размер133.51 Kb.
ТипЛекции


В.П.Желиховская

Современная черная магия


Ведь и то что медициной названо
«свободой жизни», превратилось в один из
страшнейших
ядов
отравляющих
человечество!

(Из лекции о гипнотизме Dr. Бѐка
1
)
Сила, таинственная и непонятная, но, тем не менее, признанная, наконец, «наукой», ныне известная под новейшим названием гипнотизма, более ста лет тому назад проповедовалась, а влияние ее на других на практике доказывалось доктором Месмером
2
. Первоначально он дал ей и свое имя, – но, в сущности, он только извлек эту способность или свойство человеческого организма влиять на себе подобных из забвения, а совсем не открыл его. Месмеризм, иначе животный магнетизм
3
, иначе гипнотизм
4
– были известны ни более, ни менее как три тысячи лет тому назад, а может статься, и гораздо ранее. «Лечение» им практиковали не только египтяне, но древние индусы и жители Тибета и Цейлона, так как о нем говорят и «Веды», и некоторые древнейшие рукописи буддистов. Что касается факта, что лечение магнетическими пассами и электричеством было известно египетским врачам, – это ясно доказывает прекрасно сохранившаяся каменная плита, покрытая иероглифами, которая хранится в Парижской национальной библиотеке.

Статья публикуется по газете: Московские ведомости, 1893, №344, 14 декабря.
В статье использованы материалы статьи Ф.Ламберта «Three Thousand Years Ago. Hypnotism & Electricity in
Ancient Egypt (with 7 figures)» («Три тысячи лет тому назад. Гипноз и электричество в Древнем Египте (с 7 рисунками)» (The Theosophist, 1892, т. XIV, декабрь).
Подготовка текста и комментарии А.Д.Тюрикова.
1
Бак Джирах Дьюи (Buck, 1838–1916) – американский врач, писатель, теософ.
2
Месмер Франц Антон (1734–1815) – немецкий врач, создатель учения о «животном магнетизме» – месмеризма.
«Месмер Фридрих Антон. Знаменитый целитель, который вновь открыл и применил практически тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени – месмеризмом. Он родился в Швабене в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвященным членом Братств Fratres Lucis и Лукшура (или
Луксора), египетского ответвления последнего. Именно совет ―Луксора‖ избрал его – согласно указам ―Великого
Братства‖ – для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен
Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для содействия, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван. Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии. Месмер основал в 1783 г. ―Орден Всемирной Гармонии‖, в котором, как полагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нем разъясняли учение Гиппократа, методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки» (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1998. С. 260–261).
3
«Магнетизм животный. В то время как официальная наука называет его ―мнимым‖ посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних и ныне живущих азиатских народов, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его хорошо установленным фактом. Животный магнетизм есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все остальные существа – люди, животные и даже любой неодушевленный предмет – выделяют его, сознательно или бессознательно как ауру, или изменчивое сияние. При воздействии через контакт с больным или посредством воли человека-оператора, его называют месмеризмом» (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1998.
С. 241–242).
4
Гипнотизм (усыпление) и магнетизм – руководящая сила, заставляющая усыпленного следовать слепо за своими усыпителями, как за магнитом, – собственно, два проявления великой и многосторонней силы, вновь открытой Месмером, но тысячелетие известной людям. – Примечание В.П.Желиховской.
«Гипнотизм (греч.) Название, данное доктором Брайдом различным процессам, с помощью которых одна личность, с развитой силой воли, погружает другую, с более слабыми умственными способностями, в своего рода транс; находясь в таком состоянии, последняя будет делать все, что ей внушит гипнотизер. Если это не делается с добрыми целями, то оккультисты называют это черной магией или колдовством. Это является самым опасным действием, как морально, так и физически, так как затрагивает нервный флюид и нервы, контролирующие кровообращение в капилярных кровяных сосудах» (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1998. С. 126).


Вот, вкратце, что она рассказывает
5
В пятнадцатый год благополучного царствования царя египетского Рамзеса XII
6
, он и жена его, прекрасная Рано-Фру (Солнце красавиц), были весьма огорчены известием, принесенным в
Фивы послами из страны Бухтан в Месопотамии, где царствовал отец королевы, о болезни младшей сестры ее, Бентрош. Недуг ее не поддавался никаким врачеваниям: требовался особый врач, излюбленный Тоотом-целителем
7
, «хитроумный духом, искусный в исцелениях
возложением рук». Этот целитель, древнейший магнетизер, известный миру, звался Тотемхеби.
Несмотря на его искусство, «демон, вселившийся в красавицу Бентрош», оказался ему не по силам: он не смог его изгнать и вернулся безуспешно… Явились новые послы с новым прошением: прислать в Бухтан «не врача, – а бога»… Тогда царь Рамзес совершает торжественные служения и жертвоприношения великому представителю еще более великого Тоота Консу-Нофер-
Хотеп[у], то есть богу Консу
8
, «лечащему духом», не лекарствами, а силой духа, внушениями воли.
Тот избирает своего полномочного Консу Пари Сехера, что значит «излиятель внушений», и его посылает в Месопотамию во владения царского тестя. Последний бог Консу, как видно, из низшего разряда божеств, лишь исполнитель велений Консу первого, отправляется в Бухтам и там излечивает одержимую принцессу четырьмя «сса» – слово, равносильное пассу, проведению рук над телом больного…
В тех же скрижалях, разобранных последователями братьев Шамполионов
9
, заключается другое описание похорон какого-то героя с участием божеств и даже самой Изиды, из которого явствует, что и сила электричества, и проводники ее были прекрасно известны в стране фараонов; что это тоже не нашего века открытие, а лишь извлечение из мрака забвения стародавних знаний забывчивого человечества…
Итак, месмеризм оказывается не месмер-измом, а вернее консу-измом, так как издревле состоял в ведении и под покровительством египетских божеств этого имени. Мало того, до его популяризирования швабом Фридрихом Антоном Месмером, основавшим (в 1783 г.) Общество под названием «Ordre de l’Harmonie Universelle»
10
, собственно, ради пропаганды магнетизма, более чем за полтора века до него (в 1611 году) монах Ульдерин Балк
11
, а потом некий ученый
Эдрик Могинус (в 1639 г.)
12
проповедовали, что многие болезни, телесные и душевные, могли быть исцеляемы издали «свойствами человеческой воли, направляемой невидимыми токами».
Последний даже напечатал книгу, где предлагал больным испробовать свойства его целительного порошка, в котором он «перешлет им жизненные силы»…
Всем этим новаторствам, сто и двести лет тому назад пытавшимся открыть человечеству неведомые силы человеческой природы, от познания которых оно отбрыкивалось как от чертовщины и греха, да и по сю пору еще продолжает отбрыкиваться как от шарлатанства и обмана, положил конец приговор европейских академиков; Французская и Британская академии наук порешили в начале нашего столетия, что все это «детские сказки», которым верить стыдно
И вот все юмористические издания, особенно парижские, переполнились карикатурами на магнетизеров и магнетизм; а легко пугающиеся за свое достоинство и самолюбие европейские общества на время замкнулись в вынужденном близоруком неверии, оградились дешевым
5
В переложении Dr. Лаута. Труды Королевской Баварской академии наук, февр[аль] 1876 г. – Примечание
В.П.Желиховской.
Лаут Франц Йозеф (1822–1895) – немецкий египтолог.
6
Речь идет о Рамзесе XI, который в научных работах конца XIX – начала XX в. упоминается как Рамзес XII.
Рамсес XI – фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1105–1078 гг. до н.э.
7
Тот – древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка; является одним из самых ранних египетских богов.
8
Хонсу (англ. Khonsu, Chonsu, Khensu, Khons, Chons, Khonshu) – в египетской мифологии бог Луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Как покровитель медицины, Хонсу сближался с богом мудрости Тотом, впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот.
9
Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) – французский востоковед, основатель египтологии.
Жак-Жозеф Шампольон (1778–1867) – французский библиотекарь, профессор палеографии и археолог, старший брат Ж.-Ф.Шампольона.
10
«Орден всемирной гармонии» (фр.).
11
Uldericus Balk – доминиканский монах, автор книги «La lámpara de la vida» («Светильник жизни», 1611).
12
Edricius Mohynus – немецкий монах и писатель, автор книги «The sympathetical powder <симпатический порошок, англ.> of Edricius Mohynus of Eburo» (1639).

скептицизмом и более или менее остроумными шуточками и примолкли. Еще в сороковых и даже пятидесятых годах заговорить о проявлениях животного магнетизма считалось крайне рискованным, чуть ли не неприличным. Ни один из так называемых «серьезных людей» (кроме нескольких исключений в рядах действительных ученых-специалистов, которых нельзя было считать, потому что они своими убеждениями еще гласно ни с кем не делились) не согласился бы сериозно
13
отнестись к такому «щекотливому вопросу». Даже такой титан магнетических сил и сокровенных знаний, как барон Дю Поте
14
, в такой смелой стране, как Франция, и таком передовом центре, как Париж, не смог переупрямить предвзятых предубеждений
правительствующей науки, ученых, стоящих на страже узаконенных знаний
15
. Он ли не являл желающим убедиться чудеса магнетических сил, усыплений, внушений всевозможных видов?.. О его громадной «силе» и удивительных сеансах, где происходили «чудотворные магические явления и превращения», молва доходила чрез очевидцев всюду; издалека интересовавшиеся, имевшие средства удовлетворить свою любознательность стремились к нему, громко прославляли его «чудеса»; но печатно заявлять о них почти никто не решался, и барон Дю Поте умер так и не проломив льда, не заставив «людей науки» обратить внимание на его показания.
Как и во многом другом, понадобилось вмешательство и пример младшей сестры Европы, вечно фрондирующей Америки, чтоб открыть глаза первенствующим научным центрам Старого
Света, чтобы доказать нам, что настало время облегчить пути Шарко
16
и другим исследователям.
Месмеризм воскрес к концу первой половины нашего века в Соединенных Штатах; оттуда перешел быстро к их европейским братьям, в Англию, и, наконец, заполонил весь мир. Тем не менее, заслуга первоначального признания его силы принадлежит Америке; точно так же как ныне ей принадлежит инициатива его преследования как преступления, наказываемого смертью в лице дилетантов гипнотизеров-самозванцев, не имеющих прав его практиковать как законом признанные врачи.
Но об этом речь впереди.
———
Первый магнетизер, заслуживший в Соединенных Штатах известность столько же «силой», сколько своими писаниями о месмеризме, а более всего лекциями о нем в среде сенаторов и избранных ученых, был некто Доддс
17
, которому удалось поколебать несколько упрямую глухоту и слепоту сановников науки. Но все же должного значения явлению этому не давали вплоть до семидесятых годов, когда, так сказать, изо всех щелей полезли неведомые силы, откровения и проявления не признаваемых наукой свойств мироздания, природы и бытия человеческого. Тогда- то, наконец, и доктора начали принимать во внимание «духовные свойства» человека, а завзятые
«естественники» нашли невозможным упираться в спокойном презрении ко всему тому, чего не могли объяснить прикладные знания.
Распложение самоучек-магнетизеров является положительною опасностью нашего больного времени, страшною по своим результатам и требующею решительных мер. Самые добросовестные исследования этого дела в Европе и Америке неопровержимо доказали его тождественность со средневековым колдовством. Видения и действия субъектов Рише
18
и Шарко в Сальпетриере
19
уж одни непреложно доказали, что влияние и сила внушений – неограниченны и непреоборимы, а в проявлениях своих вполне объясняют многое, что доныне верующими
13
серьезно (устар.).
14
Дю Поте Жюль Денис (1796–1881) – французский магнетизер и писатель, автор трудов о лечении магнетизмом, почетный член Теософского общества.
15
«Poudre sympathique d’Edricius Mohynus d’Eburo» – заглавие этой книги. – Примечание В.П.Желиховской.
16
Жан-Мартен Шарко (1825–1893) – французский врач-психиатр, специалист по неврологическим болезням, основатель нового учения о психогенной природе истерии, провел большое число клинических исследований в области психиатрии с использованием гипноза как основного инструмента доказательства своих гипотез.
17
Доддс Джон (1795–1872) – философ, психолог, спиритуалист, гипнотизер, писатель.
18
Рише Поль (1849–1933) – французский анатом, физиолог, художник и скульптор, ассистент Ж.-М.Шарко и руководитель лаборатории в Сальпетриере (1882–1896).
19
Сальпетриер – парижская больница, в которой работали Ж.-М.Шарко и П.Рише.

принималось за колдовство и чары, а неверующими в чудеса – отвергалось как ложь, суеверие, обман и шарлатанство.
Теперь не так!.. Теперь всем этим явлениях почет и научные клички, нарочно для них вымышленная терминология.
В начале нынешнего года, например, в трех лучших лондонских газетах тянулись серии статей под следующими заглавиями: «Новый месмеризм» – шел в «Times»; «Новый гипнотизм» – в «Pall Mall Gazette»; а «Новый спиритуализм» – тянулся в «Morning Post»… Не правда ли, точно редакции их сговорились?
Непосвященным в таинства познания сложного строения физического и духовного бытия человеческого очень трудно понять различие между трансами магнетическими (или иначе месмерическими) и новейшим проявлением их свойств, окрещенным названием гипноза, от греческого слова, означающего сон; но последствия такого рода усыпления страшнее и важнее результатов первых, потому что действие их распространяется и на бодрственное состояние субъекта. Кто не видал магнетизированных субъектов, исполняющих пассивно все приказания магнетизера во все время транса? Но раз субъект проснулся, – он освобождается от его влияния.
Но загипнотизированный субъект свободен лишь на сколько времени пожелает освободить его его повелитель. Наступит час и минута, назначенные гипнотизером для исполнения субъектом его воли, и как бы ни была эта воля нелепа или преступна, несчастный, не рассуждая и не сопротивляясь, бросает дело, забывает свои обязанности, свой разум и честь, идет, куда ему приказано, и слепо выполняет то, что повелено ему во время транса неделю, месяц, год тому назад повелителем, овладевшим всем его существом. Он во все время исполнения чужой воли воображает, что исполняет свой собственный замысел… Тем-то и страшны внушения гипнотизера, что подпавший его влиянию не помнит ничего, не может сознавать своего рабства и, сам не понимая мотивов совершенного им, не может снять с себя ответственности в совершенном и никого не может в нем винить, кроме себя же самого.
Если физическое бытие человека так послушно велениям гипнотизера, то где же возможность ему бороться свободной волей с таким дьявольским обуянием?! Если в Сальпетриере возможны опыты, подобные рассказываемым докторами Бине и Фире
20
, а также и Dr. Рише в его сочинении «Études cliniques sur la grande Hystérie»
21
– о кражах и попытках на убийство, совершаемых субъектами вне сна, но вследствие приказа, полученного во сне, – почему таким преступлениям по внушению не повторяться и вне больницы?.. На вольной воле и на широкой арене жизни точно так же могут и будут твориться невменяемые преступления, если общества не оградят себя от вольнопрактикующих любителей гипнотических опытов.
В таких случаях очень замечательны проявления лицемерия и хитрости в исполнении преступных приказаний субъектами вне трансов. Один из таковых в назначенную для воровства минуту очень искусно притворился, что ему дурно, и, упав без чувств на руки заранее обозначенной жертвы-доктора, так ловко украл у него из кармана платок, что тот и сам не заметил; искренно поверив дурноте больного, он совершенно в данный момент позабыл, что тому приказано его обокрасть… Другие субъекты изощрялись в хитростях, чтоб успешно убить, зарезать или отравить указанных им жертв, как можно искуснее и ловчее, а когда их спрашивали, зачем они губили этих людей, больные не знали, что отвечать, чем мотивировать свое злодейство.
Бывали, однако, случаи, что они вдруг воспламенялись ненавистию к своим жертвам и пытались оправдаться, обвиняя их в небывалых против них злодеяниях.
Dr.
Поль Рише, проводя различие между внушениями месмерическими (не продолжающимися вне транса) и гипнотическими, говорит, что в первых опытах субъект есть бессознательный автомат, тогда как загипнотизированный исполнитель чужой воли уже не
машина, но личность, сознательно действующая под импульсом несознаваемых причин. «Он раб истинный, покорный раб своего внушителя, автомат в покорности и послушании его воле, но с сохранением сознания своих движений и намерений… В нем зарождается другая личность и ею-
20
Бине Альфред (1857–1911) – французский психолог.
Фере Чарльз (1852–1907) – французский психолог.
21
«Études cliniques sur l’hystéro-épilepsie ou grande hystérie» («Клинические исследования истеро-эпилепсии и большой истерии», 1881)

то возможно объяснить странные явления раздвоения сознаний или двойственности нравственной личности одного и того же лица…»
Германия уже приняла законодательные меры против злоупотреблений вольнопрактикующих магнетизеров. В американском и английском законодательных собраниях они на очереди. В Лондоне общественное мнение и верная его выразительница – печать в последний год были несколько раз возмущены отвратительными преступлениями, не находившими объяснений, пока не был найден их истинный стимул – гипнотическое внушение. В парламент внесено предложение о наблюдении за многочисленными магнетизерами и о противодействии распространению месмерических сеансов как общественной забавы на основании многих фактов, доказывающих, что эти «невинные препровождения времени» населяют тюрьмы и дома умалишенных.
Запрошлою осенью во многих парижских и лондонских газетах и журналах трактовалось об открытии возможности гипнотизеру наносить страдания своему субъекту издали, не трогая его и даже его не видя, истязать его тело. Полковник Рош
22
заявил первоначально о странном факте: субъект, им загипнотизированный до полной анестезии, не чувствовавший глубоких булавочных уколов, ни даже обжогов, содрогался, морщился и стонал, когда вонзали булавку или приближали огонь к известному пункту в некотором от него расстоянии. Эта удивительная
«экстериоризация» – перемещение чувствительности за пределы тела на… что ?!. Вот в том-то все и дело, – как впоследствии оказалось из многих опытов, – на что угодно гипнотизеру – крайне поразило врачей. Dr. Льюис
23
, наконец, до того изощрялся, что несчетное число раз в присутствии многих свидетелей «перемещал чувствительность усыпленного субъекта в разные места, на разные предметы и даже в другие комнаты, где окружавшие загипнотизированных ничего не могли видеть, а следовательно, их бессознательное внушение никак не могло влиять на ощущения субъектов. И каждый раз как избранный предмет сжимали или кололи, поверженные в транс субъекты выражали страдания.
В один из опытов нервная чувствительность одной женщины была «отчуждена» в стакан с водой. Стакан унесен в другую комнату, а субъект после нескольких опытов над отзывчивостью его на прикосновения к воде был пробужден, но продолжал чувствовать онемение во всем теле и полную нечувствительность кожи. Чрез несколько минут внешнее оживление эпидермы начало понемногу возвращаться; но прежде, нежели чувство совершенно ожило, экспериментатору в другой комнате вздумалось одним махом выпить воду… В ту же секунду больная упала без чувств в глубоком обмороке, из которого ее с большим трудом привели в себя.
Один из отрывков английских газет, к несчастию присланных мне без заголовков, так что я не могу указать заглавия и нумера
24
, гласит дословно: «Так совершенно полно было отчуждение
(exteriorization) субъекта, что Dr. Льюис мог сосредоточивать чувствительность его в стакане воды, который уносили прочь, так, чтобы женщина (загипнотизированная) его не видала, и если воду выпивали ранее, чем истощалась ее чувствительность, пациентка обмирала в тяжелом обмороке (it’s a dead swoon). Dr. Льюис (продолжает очевидец) также подтверждает удивительное открытие администратора Политехнической школы полковника Рош[а], который нашел возможность переводить физическую чувствительность загипнотизированного субъекта на
негатив его фотографического снимка, и тот поразительный факт, что субъект не только чувствует в таком случае все прикосновения к своему изображению, но что на его теле
немедленно и очевидно для всех отзываются все оскорбления действием наносимые ему на
портрете. Царапая изображение субъекта булавкой, – его самого заставляли вскрикивать от боли».
Позвольте, – да что ж этот врач за живодер такой, чтобы ради удовольствия зрителей
несколько раз повторять такие человеческие вивисекции?.. Наткнулся раз на непонятный науке феномен – собери ареопаг ученых профессоров-материалистов, хотя бы под председательством
22
Роша Эжен Август Альберт (Rochas, 1837–1914) – военный инженер, исследователь паранормальных явлений.
23
Льюис Жюль Бернар (1828–1897) – французский невролог и психиатр в Сальпетриере.
24
Желающие могут найти повторения этих строк в журнале «Lucifer», November, 1892 г., [p.] 177, «On the Watch
Tower», [p.] 180 <ноябрь, 1892 г., [с.] 177, «На сторожевой башне», [c.] 180, англ.>. – Примечание В.П.Желиховской.
Статья написана А.Безант.

самого Бюхнера
25
или его здравствующего последователя Huxley
26
из Лондона, ну и утри им нос: нате, мол, смотрите и объясните, коли хватит знания, что это за чудо такое?.. Но таким образом заставлять «[за] здорово живешь» – ради экспертизы каждого репортера – «несколько раз» страдать больного, сданного на излечение и «просвещенные попечения врачей», – Dr. Люис вряд ли имеет право, не уподобляясь злостным чародеям, которых в века менее терпимые, чем наш, инквизиция жгла и четвертовала.
Совершенно справедливо по поводу таких «кровавых опытов», заставляющих пациентов кричать от боли и впадать в обмороки, говорит Анна Безант
27
, очень известная в Англии публицистка и деятельница по различным социальным, преимущественно, женским вопросам, а ныне одна из главных двигательниц в Теософическом Обществе.
«Более нежели вероятно, что за одним из таких опытов воспоследует и смерть, ибо научные разыскания наших врачей, в особенности в парижских госпиталях, во мнении всех знающих физическую природу человека, давно перешли законные рубежи опытов, дозволенных на живых людях… Авось такие опыты убедят власть имеющих, что отвлеченные, психические силы могут иметь такие же пагубные для человеческой жизни результаты, как и простое физическое насилие, тяжко наказываемое законом… Изучающим оккультизм достоверно известно, какие силы производят дивящий врачей и экспертов Charité
28
опыт доктора Льюиса: еще несколько лет тому назад Е.П.Блаватская предупреждала мир, что опыты гипнотических явлений в таком виде, как они ныне ведутся, граничат с результатами той темной силы, которую ок[к]ультисты зовут черною магией
29
. Разумеется, этот термин вызывает смех европейских ученых синклитов, но дело не в слове, дело – в фактах!»
———
Но, без сомнения, ни в одной стране не видно таких страшных злоупотреблений силами гипнотизма и вообще животного магнетизма и электричества, как в Америке, преимущественно в
Соединенных Штатах, а в особенности в штате «святых наших дней» – у мормонов.
Когда читаешь сочинения и показания лиц, так глубоко погруженных в изучение тайных наук (ок[к]ультизма), как Анни Безант, Артюр Арну
30
, Синнет
31
, Гартман
32
и многие другие последователи теософического учения, то заранее готовишься ничему не удивляться, насколько бы их речи ни походили на волшебную сказку. Но когда имеешь в руках не рассуждения ок[к]ультистов, теософов или спиритов, а официальный документ, выработанный представителями управления целой страны, сильной, практичной, цветущей, как Американские
Соединенные Штаты, тогда, кажется, имеешь право ожидать показаний и выводов рациональных, на которые можно вполне положиться?.. В особенности, если документ этот касается решений судебной администрации, как пред глазами моими лежащий Акт, разосланный из Вашингтона официально во все штаты и управления республики.
Акт этот внесен в сенат на обсуждение, и вот его заглавие: «Предложенный билль. Акт – для изгнания и запрещения электро-магнетизирования, месмеризации и гипнотизирования людей с
нанесением вреда третьим лицам посредством наэлектризования других. Объявление всех сих действий преступлениями против законов наций и определение им наказаний».
За сим – указания на различные петиции, доклады сенату, рапорты конгрессам, донесения, письма, печатные статьи и пр. документы, из которых желающие могут убедиться в
25
Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализма.
26
Гексли Томас Генри (Huxley, 1825–1895) – английский естествоиспытатель, философ-агностик.
27
Безант Анни (1847–1933) – английская социалистка, борец за права женщин, писательница, теософ (с 1889 г.), президент Теософского общества (с 1907 г.).
28
«Шарите » – больница в Берлине.
29
См. статью Е.П.Блаватской «Гипнотизм и его отношение к другим способам внушения» (Lucifer, 1890, т. VII, декабрь).
30
Арну Артюр (1833–1895) – французский писатель и журналист, член Теософского общества.
31
Синнетт Альфред Перси (Sinnett, 1840–1921) – английский журналист, писатель, редактор газеты «The
Pioneer» (Аллахабад, Индия) в 1872–1882 гг., президент Лондонской ложи Теософского общества.
32
Гартман Франц (1838–1912) – немецкий врач, писатель, теософ.

побудительных мотивах «акта», а равно и длинный перечень сочинений авторитетов всех стран по вышеназванным силам и свойствам человеческой природы и по магии, демонологии, по истории различных сект и тайных обществ и тому подобным предметам, подтверждающим силу и значение этих духовных свойств бытия человеческого; а главное, того громадного вреда, который они приносят людям, когда ими злоупотребляют злые и невежественные члены обществ.
Некоторые данные из этих многочисленных трудов медиков, историков, а преимущественно спиритуалистов, приведенных тут же в выносках, до того сверхъестественны, ужасны и часто безобразно неприличны и отвратительны, что их переводить невозможно!.. Не стану и приводить сполна и очень замечательного изложения взглядов на эти «силы» составителей Акта – докторов и юристов; но позволю себе привести здесь несколько выдержек из него, особенно красноречивых.
Объяснив, каким образом магнетизм и электричество могут (с точки зрения медицины) влиять зловредно не только на единицы, но [и] на массы, распространяясь от одного ко многим с силой заразительнейшей эпидемии, эта объяснительная статья «Акта»
33
заявляет:
«Магия, колдовство и мистерии Средних веков ожили между нами, в Америке, с несравненно большим и глубочайшим знанием электрологии (нежели в те времена). Существуют целые системы, господствующие и направляющие магнетизеров к успешнейшей передаче магнетизма чрез посредство многих лиц. Принцип их – оживление и усиление здоровья, жизненности и духовных сил человеческих – не всегда и не всеми магнетизерами распространяется. Напротив, они чаще действуют в обратном смысле: ослабляют силы физические, мышление и духовные способности, изменяя их, раздваивая, замещая другими (?).
Дурной магнетизм распространяет эпидемии, заразы, проказу (leprosy), эпилептические и всевозможные нервные недуги…
Демонология под флагом гипнотизма практикуется во всех ее видах, включая наваждения, вселения, одержимость. Она практикует свои убийственные токи и влияния издали на миллионы
(?) бессознательных жертв; она развращает их, порождая демонов страсти (incubi). Есть секты, между ними мормоны (и в особенности ясновидящие их духовной иерархии), фанатизм которых так велик, что они стараются распространять и поддерживать то унизительное духовное бессилие и рабство, которое они называют субъективным состоянием человека в целом народе.
Расслабление делает массы покорными внушениям, способными к истерическим проявлениям, к умственным расстройствам и нервным аффектам. Не сознавая на себе зловредных влияний, они воображают себя избранными, свыше осененными, ясновидящими пророками и охотно принимают на свою ответственность внушенные им галлюцинации.
Таково, говорит статья, нравственное и физическое расстройство общего состояния, в котором находятся населения многих самых больших городов Соединенных Штатов, не сознавая ни опасности, ни причин ее»…
Если хоть часть этих показаний справедлива, то положение «великой республики» весьма плачевно. Да впрочем, как ожидать здоровой, нравственной самостоятельности от нации, в которой что ни деревня, – то другая секта, что ни квартал, – то иной проповедник, враждующий со всеми остальными и весь мир предающий анафеме?.. Ведь и Англия со своею пресловутою свободой совести и пропаганды на том же пути; а во Франции уже и проповедовать нечего: там что ни человек, то иноверец или вовсе безверец!.. За чем идут – то и найдут.
Вряд ли даже помогут Америке строгие решения, принимаемые против «заразы месмеризма». А они очень строги! Ни более, ни менее как от двух до двадцати тысяч долларов штрафа за легкие прегрешения; как – тюремное заключение от двух лет и на всю жизнь за более тяжкие, а тем магнетизерам и гипнотизерам, которые будут уличены в нанесении заведомого вреда гражданам или гражданину Соединенных Штатов в пределах республикисмертная казнь!
Вот что называется решительными мерами. Но если даже этот билль пройдет и утвердится сенатом, не окажется ли его строгость «после ужина горчицей»?
33
Заглавие статьи: «A subject for Legislation and Treaties» <«Предмет для законодательства и международных договоров»>. – Примечание В.П.Желиховской.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница