Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65- психология Калининград 2010



Скачать 274.94 Kb.
Дата11.10.2017
Размер274.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

Филиал НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права» в г. Калининграде

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Специальность: 030301.65– Психология

Калининград

2010

Психология экстремальной деятельности: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д.Г., Калининград, 2010.



УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология экстремальной деятельности» является одним из направлений профессиональной психологии. Психология критических ситуаций имеет прикладной характер и ее конечной целью является повышение эффективности и безопасности личности в сложных условиях существования. Формирование умений использовать вызовы настоящего времени для целей своего личностного развития и стабильности в группе, в организации, в обществе.

Особое внимание в учебном процессе изучения дисциплины уделяется освоению студентами методов диагностики кризисных состояний, их идентификации с конкретными воздействиями стрессоров, их вызывающих; конструктивных методов формирования готовности к преодолению критических ситуаций, методов саморегуляции, а также знакомства со способами психологической реабилитации.

Курс построен на основе современных требований к уровню подготовки психологов. Программа дает возможность студенту получить целостное представление о структуре и характере психологических аспектов личности в критических ситуациях и в кризисный период развития личности. Систему научных психологических понятий, отражающих эту структуру, знания о ключевых проблемах и задачах, стоящих перед личностью в процессе взаимодействия с критическими ситуациями, а также основные методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Особенность данного курса заключается в его междисциплинарном и интегративном характере. Концептуальные идеи курса полностью вписываются в формирующуюся парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и междисциплинарности.
Цель курса: ознакомление студентов с основными понятиями, научными и практическими аспектами психологии критических ситуаций, подготовка психологов, умеющих решать проблемы, связанные с деятельностью и поведением человека в критических ситуациях.

Задачи курса:


  • дать целостное представление о процессах адаптации и дезадаптации личности к критическим условиям существования;

  • рассмотреть представление о процессах взаимодействия личности с критическими и опасными ситуациями, и ситуациями, характерными высокой степенью неопределенности;

  • дать представление о психических процессах и состояниях личности, возникающих во время взаимодействия ее с критическими ситуациями и психологических особенностей личности, влияющих на этот процесс;

  • рассмотреть психологические механизмы среды и условий, порождающих критические ситуации и состояния личности;

  • развить представление о психологических последствиях, возникающих у личности как результат процесса ее взаимодействиями с критическими ситуациями;

  • ознакомить с современными исследованиями по психологии экстремальных ситуаций.

  • ознакомить с практическими технологиями психологического обеспечения деятельности в экстремальных ситуациях.

Данная дисциплина реализуется через теоретические и практические формы организации обучения: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов.

По окончании изучения курса студенты должны:

- понимать структуру и характер взаимодействия личности с критическими ситуациями;

-роль психологических особенностей личности в этом взаимодействии; динамику психических процессов и состояний личности в процессе взаимодействия;

- структуру и характер критической ситуации и стрессоров, а также характер и степень их воздействия на личность и на психологические последствия.

Студенты должны знать:



- понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи предмета, методологические принципы и теоретические основы для их решения;

- принципы работы с методиками, используемыми для решения поставленных задач.

Студенты должны уметь:

- самостоятельно организовать и провести исследование по проблемам, возникающим в критической ситуации.

Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 76.



Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 6 часов. Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 2 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады и т.д. На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Психология экстремальной деятельности» составляет – 68 часов.

Формы контроля. Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения выполняют также и контрольную работу.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п



Наименование

темы


Общее

Количество

часов


Количество аудиторных часов

Количество

часов на


самост.

работу


Лек-ции

Семи-

нары


Всего



1.

Психологические аспекты изучения экстремальных ситуаций и критических ситуаций.


12

2




2

10

2.

Особенности поведения и психических процессов личности в экстремальных ситуациях. Факторы психотравмирующего воздействия чрезвычайных ситуаций.


10

0




0

10

3.

Индивидуально-психологические факторы, определяющие особенности реагирования на ЭС.


12

0

2

2

10

4.

Социально-психологические аспекты экстремальных ситуаций


12

2




2

10

5.

Психологические и социальные детерминанты и последствия терроризма

10

0




0

10

6.

ПТСР: история изучения, проявления, диагностика, методы изучения и коррекции


12

2




2

10

7.

Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных и критических ситуациях. Психологическая помощь и самопомощь в стрессовых состояниях, методы психопрофилактики состояний напряжённости

8

0




0

8




ИТОГО

76

6

2

8

68




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Психологические аспекты изучения экстремальных ситуаций (ЭС) и критических ситуаций.

Разработка понятий «Экстремальная ситуация», «Наряжённая ситуация», «Критическая ситуация», «Чрезвычайная ситуация».

Определение понятий «оптимальные условия», «экстремальные условия», «терминальные условия». Определение понятия «Экстремальная ситуация» с точки зрения адаптации индивида (физической и психической), ЭС в теории стресса, ЭС с точки зрения необычности (редкости) ситуации. Ресурсный подход к проблеме адаптации в ЭС.

Виды и типологии экстремальных ситуаций. ЭС стихийные, техногенные, социальные (военные, криминогенные, политические, произведённые толпой и т.д.), бытовые. Вынужденные и добровольно создаваемые (моделируемые, прогнозируемые) экстремальные ситуации. Шкала социальной адаптации Холмса и Райха.

Понятие риска. Факторы, определяющие восприятие степени риска. Вероятностное прогнозирование в оценке степени риска (Корнилова Т.В.).
Тема 2. Особенности поведения и психических процессов личности в экстремальных ситуациях. Факторы психотравмирующего воздействия чрезвычайных ситуаций.

Когнитивные процессы в ЭС. Нарушение восприятия пространства. Нарушения самосознания. Искажение чувствительности: парадоксальная чувствительность, психогенная анестезия. Искажение восприятия времени. Сокращение временной перспективы в состоянии стресса. Критерии отличия когнитивных нарушений в ЭС от психопатологических нарушений познавательной сферы.

Эмоционально-волевые процессы в ЭС. Аффективные реакции (фрустрация, стресс, конфликт, кризис. Тревога, страх) (Г.Селье, Ф.Е.Василюк, В. Лебедев, Л.А.Пергаменщик и др.). Виды стресса. Биологический стресс, эмоциональный стресс. Информационный стресс. Оптимальный уровень стресса.

Психологическая характеристика страха. Виды и функции страха (Ю.В.Щербатых, А.Д.Ноздрачёв). Позитивная и негативная роль страха. Астенические и стенические эмоции.

Понятие кризиса. Типы переживаний в кризисной ситуации (Ф.Е.Василюк): гедонистические, реалистические, ценностные и творческие переживания.

Эмоциональные реакции на потерю близкого человека. Реакция горя, её компоненты (по Э. Линдеманну) и этапы осложнённой реакции горя (по А.Г. Амбрумовой и Г.В. Старшенбауму). «Вина выжившего».

Информационно-адаптационный аспект реагирования на ЭС: предстартовое состояние, реакции входа, реакции разрешения, реакции выхода (В.Лебедев). Виды предстартовых состояний (стартовая боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия) и их физиологические механизмы.

Вегетативные, моторные и поведенческие реакции на ЭС. Особенности дыхания в ЭС. Рефлексы орального автоматизма. Ажитация и ступор.

Особенности и стратегии поведения личности в ЭС. Агрессивное поведение. Синдромы героя и пострадавшего. Синдром фиксированного времени. Иллюзии центральности и неуязвимости.

Трансформации личности в ЭС (М.Ш.Магомед-Эминов).

Роль человеческого фактора природы чрезвычайных ситуаций в их психотравмирующем действии. Экзистенциальные потребности, фрустрируемые в чрезвычайных ситуациях: потребности самоопределения и самосохранения. Периодизация развития экстремальной ситуации (чрезвычайной ситуации) и динамика поведения участников (пострадавших) на каждом этапе (по Ю.Александровскому, Н.Н.Пуховскому, М.М.Решетникову и др.).

Суицид как реакция на кризис. Классификации суицидальных попыток, типы суицидального поведения. Причины суицидов. Статистика и возрастная динамика суицидов. Стратегии оказания профессиональной помощи: профилактика, помощь при суицидальном поведении, психологическая помощь косвенным жертвам (семья и близкие пострадавшего).



Тема 3. Индивидуально-психологические характеристики личности, определяющие особенности реагирования на экстремальные ситуации.

Особенности реагирования и поведения в ЭС в зависимости от типа личности. Стратегии совладающего (coping) поведения: ориентация на проблему, ориентация на эмоции, ориентация на избегание. Средовые и личностные и ресурсы, необходимые для реализации совладающего поведения. Детерминанты виктимности личности по отношению к вынужденным ЭС.

Личностные характеристики, влияющие на эффективность действий в ЭС: уровень личностной тревожности, интернальный локус контроля, высокий уровень нервно-психической устойчивости и психической саморегуляции, готовность к риску. Понятие стрессоустойчивости. Личностный адаптационный потенциал и его составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральная нормативность (А.Г.Маклаков). Жизнестойкость личности.

Ситуативные психологические факторы, способствующие эффективным действиям в экстремальной ситуации: готовность к действию, специальная подготовка и профессиональная направленность, информированность, содержание и уровень мотивации, принятие ответственности, уверенность в собственных силах и надёжности техники, активизация мышления, стенические эмоции, уверенность в командире и т.д.

Характеристики личности, добровольно создающей экстремальные ситуации (люди экстремальных профессий, спортсмены экстремальных видов спорта и т.д.): индивидуальное, социальное, моральное измерения. Поведенческий тип личности А (по М.Фридману и Р.Розенману) как создающий для себя условия повышенного уровня стресса.

Причины выбора экстремальных видов деятельности. Понятие «экстремальной нормы» в отношении специалистов, действующих в экстремальных условиях.


Тема 4. Социально-психологические аспекты ЭС.

Поведение толпы в ЭС: действие механизма заражения, паника, деиндивидуализация и разделение ответственности, снижение самосознания (Г.С. Андреева; Д.Майерс). Роль действия механизма заражения в ЭС (позитивная и негативная). Приёмы сопротивления «обаянию толпы». Агрессивное поведение, факторы агрессии.

Критерии классификации видов паники (В.А.Моляко): масштаб, глубина охвата, длительность, деструктивные последствия.

Организация отношений в группе в ЭС. Функции руководителя и лидера группы в ЭС. Понятие о психологической совместимости. Компоненты психологической совместимости: биопсихический, психологический и социально-психологический. Понятие надёжности группы (Сарычев С.В.)Влияние одиночества (изоляции) на сопротивляемость стрессорам выживания в ЭС. Роль социальной поддержки в совладании с ЭС.

Спортивная деятельность с точки зрения психологии экстремальных ситуаций. Различные основания для классификации видов спорта как экстремальных и неэкстремальных. Спорт высших достижений как экстремальная деятельность.

Тема 5. Психологические и социальные детерминанты и последствия терроризма

Терроризм как средство социально-политического воздействия. Проблемы психологических исследований в изучении терроризма. Проблема противодействия террористической деятельности. Виды терроризма. терактов. Информационная составляющая террористического воздействия на общество. Личность террориста, мотивы террористической деятельности, социальный контекст вовлечения в деятельность террористических организаций, социальные представления о субъекте террористической деятельности. Психология жертвы теракта: трансформации личности, «стокгольмский синдром». Прямые и косвенные жертвы. Правовые аспекты регулирования антитеррористической деятельности.


Тема 6. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Определение и история изучения ПТСР. Теоретические модели ПТСР: психологические (психодинамическая, когнитивная, психосоциальная), психобиологическая, мультифакторная. Типы травматических ситуаций, потенциально приводящих к ПТСР.

Критерии диагностики и симптоматика. Основные проявления ПТСР: интрузия – повторные переживания, гиперактивность и повышенная возбудимость, избегание и эмоциональное оскудение. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие и физиологические проявления. Психопатологические симптомы при ПТСР. Острое, хроническое и отсроченное ПТСР. Факторы риска возникновения ПТСР и факторы, облегчающие адаптацию. Влияние наличия ПСТР на социальную адаптацию. Проявления социальной дезадаптации при ПТСР.

Профилактика ПТСР. (Ю.А.Александровский, Ц.П.Короленко, Л.А.Пергаменщик, А.Л.Пушкарев и др.). Роль социальной поддержки в профилактике ПТСР. Особенности проявления ПТСР у детей. Методы диагностики ПТСР.



Тема 7. Методы психологической помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях. Методы реабилитации пострадавших в ЭС.

Когнитивные методы. Техника осознания окружающей обстановки, упражнения на позитивное мышление. Метод парадоксальной интенции (В.Франкл). Вербальные и невербальные методы реагирования психоэмоционального напряжения. Поведенческие и моторные техники совладания со стрессом. Дыхательные упражнения. Упражнения на релаксацию. Техника самоконтроля за внешним проявлением эмоций (В.Л.Марищук). Рефлексопрофилактика. Информационная психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации. Понятие о различных психотерапевтических подходах к реабилитации при ПТСР: поведенческий, психодинамический, когнитивный, гуманистический, гештальт-психологический, НЛП, метод десенсибилизации и переработки движениями глаз Ф.Шапиро, метод дебрифинга и др.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Проблема «эмоционального выгорания» у специалистов, работающих с кризисными ситуациями. Психогигиена профессиональной работы психолога.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАДАНИЙ

Семинар 1. Индивидуально-психологические характеристики личности, определяющие особенности реагирования на экстремальные ситуации.


  1. Особенности реагирования и поведения в ЭС в зависимости от типа личности.

  2. Стратегии совладающего (coping) поведения: ориентация на проблему, ориентация на эмоции, ориентация на избегание.

  3. Средовые и личностные и ресурсы, необходимые для реализации совладающего поведения.

  4. Детерминанты виктимности по отношению к вынужденным ЭС.

  5. Личностные характеристики, влияющие на эффективность действий в ЭС: уровень личностной тревожности, интернальный локус контроля, высокий уровень нервно-психической устойчивости и психической саморегуляции, готовность к риску.

  6. Понятие стрессоустойчивости. Личностный адаптационный потенциал и его составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал

  7. Причины выбора экстремальных видов деятельности. Понятие «экстремальной нормы» в отношении специалистов, действующих в экстремальных условия


Литература

  1. Гуревич П.С..Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Гуревич П.С., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

  2. Осухова Н.Г.Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. : учебное пособие / Осухова Н.Г, - М..: "Академия", 2005.

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В..Психология деятельности в экстремальных ситуациях. : хрестоматия / Смирнов Б.А., Долгополова Е.В., - Харьков.: Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тестовое задание №1

Инструкция: Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Среди вариантов может быть как один правильный ответ, так и несколько, ни одного или все.

1.Виды чрезвычайных ситуаций:

А) техногенные;

Б) космогенные;



В) природные;

Г) социогенные;

Д) криминогенные;

Е) психогенные.

2.Какие чрезвычайные ситуаций переживаются наиболее тяжело?

А) техногенные;

Б) космогенные;

В) природные;

Г) социогенные;

Д) криминогенные;

Е) психогенные.

3.Критерии оценки степени и приемлемости риска:



А) значимость последствий;

Б) распределение угрозы во времени;

В) контролируемость ситуации;

Г) добровольность или возможность свободы выбора;

Д) степень новизны технологии;

Е) индивидуальные характеристики субъекта.

4.Что из нижеперечисленного не относится к критериям оценки степени и приемлемости риска:

А) значимость последствий;

Б) распределение угрозы во времени;



В) пример других людей;

Г) контролируемость ситуации;

Д) добровольность или возможность свободы выбора;

Е) степень новизны технологии;

Ж) индивидуальные характеристики субъекта.

5.Стадии общего адаптационного синдрома по Г.Селье (выбрать правильные и отметить цифрами в порядке следования):

А) стадия адаптации;

Б) стадия страха;



В) стадия тревоги (1);

Г) стадия истощения (3);

Д) стадия сопротивления (2);

Е) стадия конфликта.

6.Стресс служит для адаптации к изменившимся условиям существования посредством:

А) переосмысления ситуации;



Б) задействования резервов организма;

В) выхода из ситуации;

Г) формирования принципиально новых моделей поведения.

7.При возникновении экстремальной ситуации индивиду требуется адаптироваться к изменившимся условиям. Требуется ли адаптация к обычным условиям жизнедеятельности после того, как экстремальная ситуация завершится?



А) да;

Б) нет.


8.Ситуация, в которой невозможна дальнейшая реализация привычной жизненной стратегии, называется:

А) фрустрация:

Б) прострация;

В) кризис;

Г) дефолт;

Д) конфликт;

Е) облом.

9.Типы переживаний в кризисных ситуациях по В.Василюку:

А) депрессивные;



Б) гедонистические;

В) реалистические;

Г) экзистенциальные;



Д) ценностные;

Е) творческие.

Ж) трансцендентные.

10.Основные потребности, фрустрируемые при чрезвычайных ситуациях:

А) самосохранение;

Б) самооценка;

В) самоактуализация;

Г) самооправдание;



Д) самоопределение.

11.Факторы личностного адаптационного потенциала по А.Г.Маклакову:



А) нервно-психическая устойчивость;

Б) экспрессивный репертуар;



В) моральная нормативность;

Г) коммуникативный потенциал;

Д) интеллектуальный потенциал.

12.Личностный адаптационный потенциал более высок:

А) у мужчин;

Б) у женщин;

В) нет значимых различий между мужчинами и женщинами.

13.Уровень личностного адаптационного потенциала:

А) врождённая характеристика, определяется свойствами нервной системы и с возрастом не меняется;

Б) вырабатывается исключительно в процессе деятельности;



В) интегральная характеристика, определяемая как врождёнными, так и приобретёнными факторами.

14.Личностный адаптационный потенциал:



А) не зависит от уровня интеллекта;

Б) находится в прямой зависимости от уровня интеллекта;

В) находится в обратной зависимости от уровня интеллекта.
15. К стратегиям совладающего (coping) поведения относятся:

А) проекция, рационализация, регрессия;

Б) ориентация на людей, ориентация от людей, ориентация против людей;

В) ориентация на проблему, ориентация на эмоции, ориентация на избегание;

Г) повторные переживания, повышенная реактивность, избегание.



Тестовое задание № 2
Инструкция: Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Среди вариантов может быть как один правильный ответ, так и несколько, ни одного или все.

1.Наиболее эффективная стратегия руководства в экстремальных ситуациях:



А) авторитарная;

Б) демократическая;

В) попустительская.

2.Переживание паники вызывается:



А) ощущением беспомощности перед опасностью;

Б) рациональной оценкой степени опасности и вероятности негативных последствий.

3.Когда человек, находясь в толпе, ведёт себя так же, как все остальные, наиболее вероятно, что он:

А) следует сознательному выбору;

Б) подчиняется давлению со стороны;

В) бессознательно подражает окружающим;

Г) следует указаниям лидера.

4.ПТСР проявляется в следующих основных симптомокомплексах (по МКБ-10):

А) интрузия;

Б) мультифазия;

В) диссоциация;

Г) проекция;



Д) гиперактивность;

Е) избегание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление.

В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 68 часов. Часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, на работу в библиотеках института и города. Вниманию студентов предлагается список основной и дополнительной литературы. Для подготовки к семинарским занятиям предлагается ряд вопросов. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Классификации экстремальных ситуаций.

  2. Понятие риска и факторы, определяющие восприятие степени риска.

  3. Влияние экстремальной ситуации на познавательные процессы.

  4. Влияние экстремальной ситуации на эмоциональную сферу.

  5. Поведенческие и моторные реакции на экстремальную ситуацию.

  6. Стресс как реакция на экстремальную ситуацию.

  7. Типы переживаний в кризисных ситуациях (Ф.Е.Василюк).

  8. Динамика поведенческих реакций в экстремальных ситуациях.

  9. Психологическая характеристика страха.

  10. Индивидуально-психологические факторы адекватной адаптации в экстремальных ситуациях.

  11. Стратегии совладающего поведения.

  12. Суицид как реакция на кризис.

  13. Социально-психологические факторы преодоления экстремальных ситуаций.

  14. Социально-психологические характеристики поведения толпы в экстремальной ситуации.

  15. Понятие паники. Виды паники.

  16. Факторы экстремальности в спортивной деятельности.

  17. Терроризм как способ социально-политического воздействия. Психология заложника.

  18. Основные симптомы посттравматического стрессового расстройства.

  19. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства.

  20. Особенности проявления ПТСР у детей.

  21. Направления психологического обеспечения жизнедеятельности в связи с экстремальными условиями.

  22. Методы психокоррекционной работы с ПТСР.

  23. Психологическая саморегуляция в стрессовых ситуациях.

  24. Проблема «эмоционального выгорания» у специалистов, работающих с кризисными ситуациями и возможности её решения.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальной профессиональной деятельностью.

2. Методы саморегуляции психических состояний в напряжённых условиях.

3. Особенности реагирования и поведения в экстремальных ситуациях.

4. Посттравматическое стрессовое расстройство как реакция на чрезвычайную ситуацию.

5. Причины выбора экстремальных видов профессиональной и досуговой деятельности.

6. Психологическая характеристика адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности.

7. Психологическая характеристика риска.

8. Психологическая характеристика стресса.

9. Психологическое сопровождение экстремальной профессиональной и досуговой деятельности.

10. Разные типы совладающего поведения в экстремальных ситуациях.

11. Стрессоустойчивость личности.

12. Типологические особенности реагирования на экстремальные ситуации.



13. Формы психического реагирования на стрессогенные жизненные события.

14. Особенности поведения виктимной личности в экстремальной ситуации

15. Индивидуально-психологические свойства виктимной личности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, чтобы работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий.

Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана.

План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по курсу допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.



ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Гуревич П.С..Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Гуревич П.С., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

  2. Осухова Н.Г.Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. : учебное пособие / Осухова Н.Г, - М..: "Академия", 2005.

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В..Психология деятельности в экстремальных ситуациях. : хрестоматия / Смирнов Б.А., Долгополова Е.В., - Харьков.: Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.

Дополнительная

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. –

  2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С. 16-24.

  3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – Спб.: «Сентябрь», 2001. – 260с.

  4. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности//Психологический журнал.-2005.-№ 6

  5. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности // Мир психологии. – 2006г. - № 4.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание курса

  4. Планы семинарских занятий

  5. Задания для самостоятельной работы

  6. Методические рекомендации преподавателю

  7. Вопросы для подготовки к зачету

  8. Темы контрольных работ

  9. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

  10. Литература


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница