Учебно-методический комплекс основы консультативной психологии направление: 030300 Психология Квалификации выпускника − бакалавр



Скачать 442.96 Kb.
страница1/4
Дата11.10.2017
Размер442.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Филиал НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права» в г. Калининграде

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Направление: 030300 – Психология


Квалификации выпускника − бакалавр

Калининград

2013


Основы консультативной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И.Л., Калининград, 2012.

Изменения утверждены на заседании кафедры психологии

филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,

протокол № 1 от 02.09.2012.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в

г. Калининграде

протокол №1 от 04.09.2012г.

Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК



Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора
























































Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины
Программа дисциплины «Основы консультативной психологии» составлена в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 030300 – Психология, квалификация выпускника – бакалавр.

Консультативная психология – одно из направлений практической психологии. Изучение курса связано с раскрытием важнейших положений консультативной психологии. В данном курсе пристальное внимание уделяется различном формам отношений помощи, одной и которых и является психологическое консультирование.

Рассматриваются также и различия между психологическим консультированием и психотерапией, различия в профессиональной подготовке специалистов и правовых границах.

В данном курсе изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции консультативной психологии.

Особое внимание уделяется этическим проблемам работы психолога-консультанта, его профессиональной компетентности, происхождению психологической проблемы, работе с эмоциональными состояниями, а так же вопросам и перспективам кросс-культурного консультирования.

Дисциплина призвана углубить и расширить знания учащихся в области психологии консультирования, применяемых в научной деятельности и практической работе студентов-бакалавров.



Цель курса: формирование представлений о консультативной психологии и ее методах, применении их в каждом конкретном случае, перспективах развития данной дисциплины.


Задачи курса:

  • ознакомление студентов с методами консультативной психологии;

  • формирование базы знаний о теоретических и методологических подходах к проблемам психологического консультирования;

  • ознакомление студентов с конкретными методами консультативной психологии;

  • формирование навыков самостоятельной и творческой работы;

  • формирование навыков грамотного применения методов и диагностического инструментария.

В результате изучения данного курса студент должен знать:

- принципы психологического консультирования;

- основные методы консультативной деятельности;

-этико-нравственные основы в консультативной работе.

В результате изучения данного курса студент должен уметь:

- применять на практике знания по психологии семьи и брака, возрастной психологии;

- осуществлять выбор адекватных способов при проведении консультирования;

- осуществлять реализацию умений и навыков в коммуникативной, проективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Компетенции, формируемые у бакалавров в результате освоения дисциплины «Психологичское консультирование»




Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):

— способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-1);

— готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлении доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

— готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием (ПК-4);

способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

— готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

— способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

— способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

— готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23)

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Основы консультативной психологии» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла ООП.

Дисциплина призвана углубить и расширить знания учащихся в области психологии консультирования, применяемых в научной деятельности и практической работе студентов-бакалавров.

Программа данного курса опирается на знания, умения и навыки, полученные при освоении дисциплин «Социальная психология», «Психология личности», «Экспериментальная психология» и др.

Дисциплина способствует формированию психологической культуры консультирования, навыков корректного использования методов в консультативной практике. По окончании курса студенты-бакалавры смогут применять знания по использованию методов консультирования.

Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 144.

Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 4 часа. Семинарско-практические занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 10 часов. На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос. На практических занятиях применяются методы: фрагменты деловой игры, ролевые игры. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы студентов составляет – 94 часа (+ 36 часов на подготовку к экзамену).

Формы контроля. Промежуточной формой контроля предусмотрена контрольная работа. Итоговой формой контроля предусмотрен экзамен.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость дисциплины составляет 4зачетных единицы – 144 часа.




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия (всего)

14

Лекции

4

Практические / семинарские занятия

10

Самостоятельная работа

94

в том числе:




Контрольная работа

Подготовка к экзамену



36

Вид промежуточного контроля

Контрольная работа – 6 семестр

Вид итогового контроля

Экзамен – 6 семестр

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



п/п



ТЕМЫ



Количество аудиторных часов

СРС

Общее

Кол-во

часов

час

Лекции

Семи

нар

Всего




1

Предмет, задачи и теоретические основы консультативной психологии.

14

2




2

12

2

Этические проблемы в работе психолога-консультанта


14

2




2

12

3

Трудности и ошибки консультанта
психолога

консультатнта




14




2

2

12

4

Модели психологической помощи





14










14

5

Психологическая работа с чувствами.


14










14

6

Критерии эффективности работы


16




4



4

12

7

Проблемы личности психолога-консультанта



14










14

8

Проблема речевых стратегий в консультативной психологии



14










14

9

Проблема эмоционального

выгорания психолога-

консультанта



16




4

4

12

10

Кросс-культурные

взаимодействия в

психологическом

консультировании




14










14

Всего




144

4

10

14

130

Самостоятельная работа














94

Подготовка к экзамену














36


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, задачи и теоретические основы консультативной психологии.

Консультативная психология как раздел знания. Консультативная психология и отношения помощи. Консультативная психология и психология общения. Психологическое консультирование в системе эдологического знания. Помощь как общение. Готовность принимать и оказывать помощь. Консультативная психология и психотерапия – правовые границы. Профессиональная подготовка психолога-консультанта и психотерапевта. Психологическая коррекция и психотерапевтическое вмешательство.

Клиентура психолога и клиентура психотерапевта. Различия в клиентских запросах. Временные границы консультирования и психотерапии. Средства работы психолога-консультанта и психотерапевта. Окончание оказания помощи. Групповое, индивидуальное и семейное консультирование.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Расскажите о своем понимании отношений помощи.

  2. В каких областях, кроме оказания психологической помощи, применяется консультирование?

  3. Что включает в себя понятие эдологического знания?

  4. Если человек готов оказывать помощь, но не готов, в случае необходимости, ее принять, о каких проблемах, по вашему мнению, это свидетельствует?

  5. Чем вызвана необходимость соблюдать временные границы процесса консультирования?

  6. К чему, по вашему мнению, может привести несоблюдение временных границ консультативного процесса?

  7. Что является основным средством работы психолога-консультанта?

  8. Охарактеризуйте правовые границы консультативной психологии и психотерапии.

  9. Как, по вашему мнению, можно определить, что отношения оказания помощи близки к завершению?

  10. Какими средствами работы располагает психотерапевт и не располагает психолог-консультант?

Тема 2. Этические проблемы в работе психолога-консультанта.

Медицинская этика и психологическая деонтология. Соотношение понятий «этика» и «деонтология».

Этическая система Гиппократа. Три версии клятвы Гиппократа: основная, версия Парацельса (христианская), версия Асафа (иудаистская). Этика любви и этика справедливости. Идея воздаяния. Деонтология. Биоэтика. Гуманистические принципы П.Куртца. Попытки создания психологической деонтологии.

Этика и профессиональная компетентность. Этика клиента, этика организации и этика консультанта.

Составляющие профессиональной компетентности психолога-консультанта. Совместимость консультанта и клиента как этическая проблема. Признаки несовместимости: эмоциональная закрытость консультанта, конфликт убеждений, неконструктивное поведение клиента и консультанта и т.д.

Принятие решения об отказе в оказании помощи. Принцип конфиденциальности. Границы конфиденциальности. Ответственность консультанта. Ответственность клиента. Оплата работы психолога.

Совет и рекомендация. Различия между этими понятиями. Желание клиента получить совет. Модели общения с клиентом: педагог, зеркало, фасилитатор. Собственная модель общения с клиентом. Резонансное консультирование – консультант-центрированный подход.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какое понятие шире – этика или деонтология?

  2. Сравните версии клятвы Гиппократа. Какие основаны на этике любви, а какие – на этике справедливости?

  3. В чем заключаются гуманистические принципы П.Куртца?

  4. Как, по вашему мнению, можно определить, что ближе клиенту – этика любви или этика справедливости?

  5. В какой области знания появилось понятие «биоэтика»?

  6. На каких основаниях может быть принято решение об отказе в оказании помощи



Тема 3. Трудности и ошибки в консультировании


Профессиональная рефлексия психолога-консультанта. Критерии профессиональной компетентности психолога-консультанта. Возможный перечень критериев профпригодности. Важность осознания консультантом своих ошибок.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница