Становление идей современного естествознания



Pdf просмотр
страница1/39
Дата28.01.2019
Размер5.05 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К 10-летию Института дополнительного
профессионального образования СГУ
В.В. Розен
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ
СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Издательство Саратовский источник 2


УДК 50(091)
ББК 20 г
Р Р 64 Розен В.В. Становление идей современного естествознания Монография. – Саратов Издательство Саратовский источник, 2010. – 133 сил Работа представляет собой краткое изложение основных идей и концепций современного естествознания, данных в процессе их становления. Предпринята попытка увязать скачки в развитии естествознания с социальными и историческими событиями соответствующих эпох. Прослеживаются особенности развития научного знания в различные периоды истории эпоху Античности, Средние века, эпоху Возрождения, Новое время. Освещены некоторые фундаментальные концепции естествознания XX века, связанные с изучением ми- крои мегамира. Затронуты вопросы космологии и системного подхода к сущности жизни.
Для слушателей факультета повышения квалификации ИДПО СГУ. Рекомендуют к пе ч ат и:
Кафедра естественно-математических дисциплин
Института дополнительного профессионального образования
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Р е цензе н т ы:
Доктор физико-математических наук, профессор С.И. Дудов
Доктор физико-математических наук, профессор Д.А. Бредихин
Работа издана в авторской редакции
УДК 50(091)
ББК 20 г
ISBN 978-5-91879-030-4
© Розен В.В., 2010
© Издательство Саратовский источник, 2010
ВВЕДЕНИЕ
3

Цель данной работы – проанализировать эволюцию научной картины мира от эпохи древнейших цивилизаций до настоящего времени. Большинство важнейших открытий естествознания, на базе которых сформировалась современная научная картина мира, сделано за последние 100-150 лет. Однако понимание всей глубины и сложности этих достижений возможно лишь на основе историко-хронологического подхода фундаментальные идеи и концепции современного естествознания вызревали долго и мучительно на протяжении столетий и даже тысячелетий. Это обстоятельство предопределило характер изложения материала – непросто перечисление научных открытий и теорий, а увязка процессов, происходивших в естествознании, с социальными и историческими событиями соответствующих эпох.
При сравнительно небольшом объеме книги основное внимание в ней уделено проблемам формирования физической картины мира, а также нашли отражение вопросы современной космологии и сущности жизни. В современной научной картине мира одной из центральных является проблема целостности и единства мира. В настоящей работе намечен подход, который конкретизирует эту общефилософскую проблему в рамках отдельных областей естествознания при этом единство мира подразделяется на физическое, химическое и системное.
По своему содержанию книга относится к дисциплине Концепции современного естествознания, введенной в учебные планы специальностей немногим более десяти лет назад. До этого выпускники вузов знакомились лишь с историей своей науки математики – с историей математики, физики – с историей физики и т.д. В наше время, когда возникают междисциплинарные научные направления, утверждаются идеи системного характера науки и интеграции наук, нет необходимости доказывать важность такой дисциплины для всех без исключения профессий и специальностей. Однако представители старшего поколения, получившие высшее образование более 15 лет назад, были лишены возможности прослушать указанный курс в рамках своих учебных планов. Данная работа в некоторой степени восполняет этот пробел. Поэтому она может быть рекомендована слушателям факультета повышения квалификации Института Дополнительного Профессионального образования. Также ее можно использовать для самообразования.
4


Краткая история
естествознания
от эпохи ранних цивилизаций
до конца

XIX

века


Раздел первый
5



Тема 1: Наука античного мира
1.1.
Предыстория науки.
1.2.
Научные школы Античности.
1.3.
Общая характеристика науки Античности.
1.1. Предыстория науки
Уходящий в седую древность огромный по продолжительности процесс постепенного накапливания знаний о мире привел к формированию основ научного знания, а также к созданию определенной методологии познания природы. Интересно отметить, что первоначально это произошло не в государствах древнейших цивилизаций (к которым относятся страны Востока – Египет, Шу- мер, Древний Вавилон, Ассирия, Древняя Индия и Древний Китай, а в Древней Греции. Известно место и время зарождения научного знания греческие колонии в Малой Азии, VI-IV века до н.э.
К началу I тыс. в государствах Древнего мира были накоплены значительные познания и практические навыки в строительстве, земледелии, ирригации, кораблестроении, изготовлении оружия и орудий труда, что заложило основы материальной культуры.
Величайшими завоеваниями цивилизации явилось изобретение письменности, а также появление счета и введение понятия числа. Заслуга создания письменности принадлежит древнему народу – шумерам, жившим в южной части Месопотамии. В 3100 г. до н.э. шумеры первыми в мире разработали письменный язык (это была так называемая клинопись – система знаков, наносимых острым инструментом на глиняные таблички. Именно с этого времени начинается письменная история человеческой цивилизации. Позже египтяне усовершенствовали изобретение шумеров, используя для письма папирус – листы, сделанные из волокон речного тростника. Что касается второго завоевания мировой культуры – появления понятия числа, – следует сказать, что простейшие математические представления (отношения больше, меньше, равно, кратчайшее расстояние между двумя точками, счет предметов в пределах десятка) зародились еще в глубокой древности, в эпоху, о которой не сохранилось никаких письменных памятников. Необходимость счета больших совокупностей (например, овец в стаде) привела к возникновению искусства счета с помощью камешков, палочек, зарубок и т. п отметим, что термин исчисление происходит от латинского
calculus, что означает буквально счет камешками. Интересно, что на первых этапах развития искусства счета каждое число относилось к определенному типу предметов (например, четыре овцы писалось иначе, чем четыре меры зерна. Кроме того, разные системы мер существовали обособленно – отдель-
6



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница