Родительские установки и соответствующие им типы поведения



Скачать 32.08 Kb.
Pdf просмотр
Дата18.10.2017
Размер32.08 Kb.


Р
ОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ
И ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ
К
ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Составили воспитатели ГБДОУ № 79
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Зайцева Ольга Дмитриевна
Забродина Юлия Владиславовна


Человек - существо не только биологическое,
но и социальное
.
Самая известная теория принадлежит основоположнику психоанализа Зигмунду Фрейду.
С его точки зрения, личность формируется с раннего детства под влиянием родительского воспитания, и характер человека практически не меняется на протяжении всей жизни.
Многие убеждения, предрассудки, ценности, отношение к действительности, проявление наклонностей определяются
родительским программированием


Идентификация - врожденное психологическое
свойство человека.
Маленькому человеку отвергнуть то, что сообщается ему родителями, или по-своему интерпретировать их установки достаточно сложно. Дети с самого юного возраста понимают, что за поведение, которое ожидают от них родители, они получат любовь, похвалу и одобрение. А если они будут действовать неправильно или неприемлемо, с точки зрения мамы и папы, то критика и наказание не заставят себя ждать. Этот сильный психологический заряд направляет человека к его судьбе и часто лишает возможности сопротивляться и свободно выбирать.


Образцы поведения и принципы внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение.
Ребенок, как правило, учится у родителя своего пола.


Типы материнского отношения и родительской
любви (по Броди)

Легко приспосабливается к потребностям ребенка.
Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение.
 Сознательное приспособление к потребностям ребенка.
Мать чаще доминирует, в поведении не хватает непосредственности.
 Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Жёсткий контроль матери.
 Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребёнка.


Параметры родительского контроля
(по Боумрину)

Степень контроля
 Побуждение к развитию
 Воспитательные воздействия
 Эмоциональная поддержка
Личностные типы детей

Компетентные
 Избегающие
 Незрелые


Типы родительской любви
(по А.С.Спиваковской)
Действенная любовь
(симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания при этом такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Отстраненная любовь
(симпатия, уважение, дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле:
«Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним».
Действенная жалость
(симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю».


Отвержение
(антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела».
Презрение
(антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим».
Преследование
(антипатия, уважение, близость). Формула:
«Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!».
Отказ
(антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «Я не хочу иметь дело с этим негодяем».
Снисходительное отстранение
(симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула
«Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит».


Типология родительских позиций
(по О.Коннер)
ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Чувство безопасности, нормальное развитие личности
СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Нежность, занятия с ребёнком
ПРИНЯТИЕ И ЛЮБОВЬ
Ребёнок - центр моих интересов


ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Агрессивность, преступность, эмоциональная недоразвитость личности
СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Невнимательность, жестокость, избегание контактов
ЯВНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ
Ненавижу этого ребёнка, не буду о нём тревожиться


ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Фрустрация, неуверенность в себе
СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Критика, отсутствие похвал, придирчивость
ИЗЛИШНЯЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Не хочу ребёнка такого, какой он есть


ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Инфантилизм в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности
СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Чрезмерные поблажки или ограничения свободы
ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА
Всё сделаю для ребёнка, посвящу ему себя


По «материалу» того, что усваивается и затем
используется в самосознании ребенка:

Ценности, параметры оценок и самооценок, моральные нормы
 Образ самого себя как обладающего теми или иными способностями и чертами
 Отношение к ребёнку, оценку ребёнка родителями, эмоциональную и интеллектуальную
 Чужая самооценка (родительская)
Способ регуляции поведения ребёнка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции


Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Какие установки дали нам родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути?
Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали!


С
ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
:
1. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника». – М: Сфера, 2005, 96 стр.
2. Овчарова Р.В. «Психологическое сопровождение родительства» .- М: Издательство института
Психотерапии. 2003, 319 стр.
3. Фроман Э. « Десять ошибок, которые совершает человек».- М: Педагогика, 2000,170 стр.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница