Рабочая программа по дисциплине дс. Р. 14 Кросс-культурная психология (индекс) (наименование) специальность 030301. 65 Психология



Скачать 231.13 Kb.
Дата11.10.2017
Размер231.13 Kb.
ТипРабочая программа


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

frame1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ



ДС.Р.14 Кросс-культурная психология

(индекс) (наименование)


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030301.65 Психология

(шифр) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Психология управления (менеджмента), предпринимательства

(шифр) (наименование)


ПРОЕКТ/ Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе

КАФЕДРА

Психология

(код) (наименование)





ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ




Очная форма

Заочная форма

Заочная

сокращенная



Всего часов на освоение учебного материала

(по ГОС/по Учебному плану)



100

100

100

Часов аудиторных занятий всего

34

12

10

Часов лекций с разбивкой по семестрам

20

6

6

Часов практических занятий

с разбивкой по семестрам



14

6

4

Часов самостоятельной работы

66

88

90

Число контрольных работ

с разбивкой по семестрам












Число курсовых работ










Число зачётов с разбивкой по семестрам (сем.)

1 (9)

1 (7)

1 (8)

Число экзаменов с разбивкой по семестрам










Число кредитов

4

4

4

Число модулей

2







АВТОР


Рабочей

программы Пищик Влада Игоревна – кандидат психологических наук, доцент

(Ф.И.О., учёная степень, звание, должность)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:



  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования _17 марта 2000 г.

(дата утверждения)

  1. Типовой программы _________________________________________________

(дата утверждения)

  1. Учебного плана ___________________________2 июня 2010 г._______________________________

(дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА КАФЕДРОЙ:



Психологии

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)

Протокол заседания кафедры №____10___________ от ___30 июня 2010 г.__________________________________

УМС:__Образовательного проекта «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе»__

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)

Протокол УМС №______4_________ от ________________17 мая 2010 г.___________________________________





  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель - сформировать у студентов представление о предмете кросс-культурной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях национальных особенностей поведения личности и различных этнических групп.
Задачи:

  1. раскрыть специфику национальной психологии;

  2. ознакомить с историей развития этнопсихологии в России и других странах;

  3. показать студентам различные подходы к исследованию этнических явлений и феноменов, опираясь на принципы объяснительной и понимающей парадигмы;

  4. продемонстрировать значимость выявления этнических закономерностей для современной политики, экономики и социальной сфер общества.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Благодаря освоению курса студенты должны:

Понимать значимость кросс-культурной психологии положений в решении проблем национальной напряженности, ответственность специалиста психолога в решении этнических конфликтов, этнические процессы, происходящие в России и Южном регионе в частности.

Знать понятийный и категориальный аппарат кросс-культурной психологии, основные подходы к этнопсихологическим феноменам, особенности национального характера различных этнических групп, психологические подходы к разрешению межнациональных конфликтов.

Уметь построить кросс-культурное исследование, разбираться в методиках, исследующих различные стороны национальной психологии, проанализировать и интерпретировать наблюдаемые этнические феномены.

Получаемые компетенции:

  1. Устанавливает доверие по отношению к себе

  2. Подстраивает презентации и язык под аудиторию

  3. Индивидуальные стратегии влияния

  4. Использует примеры, юмор, язык телодвижений, голос

    • Самоконтроль:

  1. Не позволяет эмоциям мешать работе

  2. Избегает неподходящих отношений с клиентами

    • Командная работа и сотрудничество

Социальная компетентность

  • Предполагает социальную зрелость личности психолога-практика,

Наличие навыков эффективного взаимодействия с другими людьми

3. АУДИТОРНАЯ РАБОТА


п/п


Темы лекций и семинарских занятий

Краткое содержание лекций

Количество

часов


1

2

3

4

3.1 Темы лекционных занятий




Тема 1 Этнические проблемы современности.

Кризис современной информационной цивилизации. Этничность как актуальная характеристика современной эпохи. Депрессивные расстройства как следствие переживания человеком изменений в отношениях к этническим кризисам. Предмет этнопсихологии. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные проблемы этнопсихологии. Направления исследований этнических явлений и феноменов. Тезаурус науки. Междисциплинарный характер этнопсихологических исследований. Основы этнопсихологической методологии.


2/2/2




Тема 2 Становление предмета кросс-культурной психологии

Становление предмета этнопсихологии в отечественной науке. 40-е годы XIX века исследования этнографического отделения Бэр В. К., Надеждин Н. Д., Кавелин К. Д.. Основные принципы "психологической этнографии".1850 г. начало осуществления программы изучения населения России. Первый курс этнической психологии Шпет Г. Г. Полемика Бехтерева В. М. и Вундта В. о предмете изучения психологии народа. 20-е годы XX века культурно-историческая школа разработала программу педологии национальных меньшинств Выготский Л. С., экспедиция Лурия А. Р. Работы Потебни А. А. и Овсянико-Куликовского Д. Н. по связи языка и этносов. 30-50е годы- период застоя исследований. 60-е г. теоретико-аналитическое и функционально-исследовательское направления в этнопсихологии. С 80-ых годов новые исследования в институте этнологии и антропологии РАН, Санкт-Петербургском университете. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования в зарубежной науке. 1860 г. Штейнталь Л. и Лацарус С. основали первый журнал по народной психологии. 1900 Вунд В. опубликовал "Психология Народов". Наука о душе народа, языке, мифах, обычиях. Основные подходы этническим феноменам – культурная анатропология, психологическая антропология. Понятие "базовой личности", "модальной личности" Кардинер А., Линтон Р. Концепция национального характера Мид М., Горер Дж.. Культурные синдромы Триандиса Г., психологическое измерение культур Хофстеда Г. Период "Холодной войны" повышение актуальности этнических исследований. Американские, французские, германские национальные программы исследования национальных меньшинств. Арабский вопрос.


2/2/2




Тема 3 Сущность и своеобразие, механизмы функционирования национально-психологических явлений.

философией



Структура национальной психологии Артунян С.М., Гаджиев А.Х., Дребижева Л.М. , Андреева Г. М. Национально-психологические особенности – динамическая сторона этнической психологии Крысько В. Г., Деркач А. А. Виды национально-психологических особенностей, их свойства, связь с классовой психологией. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических явлений. Установка и ее место в этнической психологии. Учение об установке Узнадзе Д. Н.. Структура соиальных установок Ядов В. А. Национальные установки Дробижева Л. М. Концепция Липпмана У. О стереотипах. Причины стереотипизаии. Соотношение истинного и ложного в стереотипе. Концепция "Мы- чувства" Поршнева Б. Структура стереотипа Эдвардса Л. Особенности этнических стереотипоав и их влияние на поведение.


2/2/2




Тема 4. Познавательные процессы, общение и этнос.


Исследования особенностей восприятия в различных культурах (Коул М., Скрибнер С.) Особенности иллюзии восприятия (М. Сегалл), восприятие глубины (Хадсон), избирательность восприятия Д. Берри. Особенности интеллектуальной деятельности, особенности решения задач, ограниченность тестирования этносов. Особенности выражения этничности в общении. Эмоции в культурологическом аспекте. Восприятия собеседниками друг друга, Этническая толерантность. Стили вербального общения (прямой и непрямой; искусный, точный и сжатый; личностный и ситуационный) Невербальное общение: различие в дистанции общения, жестикуляции, тактильное взаимодействие. Тренинг общения.


2




Тема 5 Культура и социальное поведение

Культурная социализация как фактор. Социализация как фактор формирования различных типов личности (культурно-типичные паттерны поведения) (Рохнер, 1986). Гендерные различия при воспитании детей. Формы культурного поведения их различия.


2




Тема 6 культурные измерения

Измерения конформизма (Бонд, Смит, 1996). Измерения ценностей Ф. Клукхон и Штродтбек (1961). Исследования Ховстеда. Конструкт коллективизма/индивидуализма. Особенности Я-концепции.

2




Тема 7 Менталитет и национальный характер. Психология межнациональных конфликтов.

Менталитет как предмет научного исследования.

Школа "Анналов" Блок, Февр ввели понятие "менталитет". Проблемы изучения менталитета. Структура менталитета, его особенности. Связь менталитета с национально-психологическими особенностями этносов. Пути транслирования менталитета. Особенности трансформации менталитета в кризисном развитии общества. Психология национальной нетерпимости. Основные причины национальных конфликтов. История вопроса. Два подхода к анализу конфликтов. Виды национальных конфликтов, роль государства. Практика медиаторов, разрешающих конфликты. Психологические показатели роста межнационального напряжения. Особенности разрешения конфликтов в различных этносах. Постконфликтное урегулирование отношений. Проблема этнической толерантности.




2




Тема 8 Кросс-культурные исследования предпринимательской деятельности. Принципы построения этнопсихологического исследования.



Специфика предпринимательской деятельности в России. Образ предпринимателя в различных культурах. Западный и Российский стиль деловых отношений. Этнопсихологические трудности проведения экономических реформ. Юг России – центр рыночных отношений. Этнокультурная компетентность предпринимателя, ее составляющие. Культурные барьеры и психологические методы их преодоления.


2




Тема 9 Психология этнических миграций


Определение понятий. Уровни миграции в мире. Этнические процессы, сопровождающие миграцию. Этапы миграционного процесса. Явление
аккультурации. (К. Оберг) «Культурный шок». Психологическая помощь мигрантам.

2




Тема 10 Особенности кросс-культурного исследования

Своеобразие этнопсихологического исследования. Кросс-культурный метод, его история в науке. Особенности проведения этнопсихологических опросов. Методики исследования этнопсихологических явлений. Трудности анализа и интерпретации этнопсихологических исследований. Этноцентризм и его влияние на этноисследования. Области применения результатов исследования

2




Итого лекционных занятий

14/6




3.2 Темы семинарских занятий







Тема 1. Основные феномены этнопсихологии.



  1. Этносы и этногенез.

  2. Этническое самосознание.

  3. Этническая идентичность.

  4. Этноцентризм.

  5. Этническая толерантность.




2/2




Тема 2. Отечественные концепции этнопсихологии.



  1. "Дух народа" как предмет этнопсихологии Шпет Г. Г.

  2. Программа этнических исследований Надеждина Н. И., работы Кавелина К. Д.

  3. "Народы-собрание деятельных личностей" – Бехтерев В. М.

  4. Современные направления изучения этнических феноменов.




2/2




Тема 3 Зарубежные концепции этнопсихологии




1.Народная пcихология - Лацарус С. Штейнталь Л.

2.Психология народов В. Вундта, полемика с Бехтеревым В. М.

3. Кросс-культурное изучение народов.


2




Тема 4 Этнопсихологические характеристики личности.



  1. Школа "Личность и культура" М. Мид.

  2. Концепция "базовой личности" Линтона Р.Концепция "модальной личности" Кардинера А.

  3. Понятие национального характера и феномен менталитета.




2




Тема 5 Особенности познавательных процессов в различных культурах.


  1. Восприятие и культура.

  2. Мышление, память и культура.

  3. Эмоции и культура.




2




Тема 6. Изучение этнопсихологических явлений в профессиональной деятельности психолога.


1.Методы исследования этнопсихологических явлений.

2.Программы тренингов психологической поддержки мигрантов.

3. Программа семейной терапии адаптации к новым культурным условиям.


2




Тема 7 Проблемы мигрантов
  1. Представление о миграции


  2. Психологическая аккультурация и ее составляющие

  3. Культурный шок факторы и последствия

2




Тема8 Национальные конфликты.


1.Возникновение и протекание этнических конфликтов.

2. Межэтническая напряженность ее показатели.

3. Урегулирование этнических конфликтов.


2




Тема9 Психология общения и этнос.

  1. Невербалтьные и вербальные средства общения в различных национальностях.

  2. Межгрупповое общение, этнические особенности.

  3. Причины неадекватности межгруппового восприятия.

2




Тема10 Учет национально-психологических особенностей в предпринимательской деятельности.


  1. Проблемы многонационального производственного коллектива.

  2. Слагаемые деловых отношений с зарубежными партнерами.

  3. Особенности ведения деловых переговоров с иностранными партнерами.

  4. Деловая игра "Переговоры"

2






Итого семинарских занятий


20/6/6






Итого аудиторных занятий


34/12/10



  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА



Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку

Количество

часов


Форма

контроля


1

2










4

1

Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов.

3

8

10

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА,

ЗАЧЕТ


2

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах межнациональных конфликтов

3

10

10

3

Провести самостоятельную диагностическую работу.

5

10

10

4

Составить перечень упражнений по работе с мигрантами.

5

10

10

5

Описать клиентский случай, выявив формы прерывания контакта.

10

10

10

6

Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.

10

10

10

7

Составить тренинг на любую тему в рамках темы межнациональных коммуникаций.

10

10

10

8

Работа этическим кодексом психолога

10

10

10

9

Подготовить деловую игру

10

10

10




Итого:


66

88

90







Итого за курс

100


5. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ


п/п


Наименование тем

1.

  1. Программа межкультурного тренинга.

  2. Методы психодиагностики этнопсихологического статуса личности.

  3. Проблема прогнозирования и коррекции поведения субъекта при взаимодействии с другой этнической культурой.

  4. Программа и методы предупреждения проявления негативных форм поведения в ситуациях межэтнического взаимодействия.

  5. Основные методы психодиагностики этнопсихологических проявлений личности.

  6. Характеристика нравственных ценностей и норм поведения, отражающих типичную для данного этноса личность.

  7. Место и функции этнических стереотипов в индивидуальной жизни личности.

  8. Методы анализа этнопсихологических проявлений личности (изучение этнических смысловых установок, определяющих поступки личности как индивидуальности).

  9. Способы подготовки личности к межкультурному взаимодействию (просвещение, ориентирование, инструктаж, тренинг).

  10. Уровни сохранности традиций народной педагогической культуры в стиле, образе жизни современной семьи (сельской и городской).

  11. Психологическая характеристика основных этнических групп Юга России (русских, армян, греков, украинцев, чеченцев, азербайджанцев, корейцев, цыган и т.д.).

  12. Национальное самосознание и его структура.

  13. .Семья и брак у народов Северного Кавказа.

  14. Обычаи и обряды на донских казаков.

  15. Воспитание детей у народов Северного Кавказа.

  16. Этнопсихологические особенности – предмет этнопсихологического изучения.

  17. Место и функции этнических стереотипов в индивидуальной жизни личности.

  18. Характеристика объема знаний, умений, навыков, необходимых психологу для решения практических задач этнопсихологического характера в сфере предпринимательства.

  19. Традиции семьи, заповеди, методы и способы поддержания в семье национального духа, преемственности традиций.

  20. Специфика межэтнических отношений в многонациональных семьях.

  21. Возможности открытой социальной среды (микрорайона, города, поселка и т.п.) в формировании национального самосознания.

  22. Специфика учета национальных особенностей в управленческой деятельности.




6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература



п/п




Перечень литературы


1

Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.




2

Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. - СПб., 1994.




3

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.




4

Психология и культура / Под ред Д. Мацумото. Спб.: Питер, 2003.




5

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию М. 1999




6

Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/сост. Ю. В. Чернявская. М. 1998.




7

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб. 1996.




8

Крысько В. Г. Деркач А. А. Этнопсихология. М. 1992.




9

В. Вунд Проблемы психологии народов. СПб. 2001






6.2 Дополнительная литература




п/п






Перечень литературы





1

Пищик В.И. Основы этнопсихологии. Ростов-на-Дону: Изд.во СКНЦ ВШ., 2003




2

Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Краткий этносоциологический словарь. - Ставрополь, 1994.




3

Коул М. Культурно-историческая психология. М. 1997




4

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.




5

Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. Спб. 1999




6

Саракуев Э. А., Сухарев М. В. Введение в этнопсихологию. М. 1996.




7

Сухарев В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер. 1997




8

Гумилев Л. н. Этносфера: История людей и история народа. М. 1993




7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п


Перечень программ

1

2

1

Электронный УМК – диск F./ Учебно-методические материалы

2




3









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница