Рабочая программа дисциплины в. Од. 1«Психология и педагогика высшей школы» Направление подготовки 38. 06. 01



Скачать 206.84 Kb.
Дата11.10.2017
Размер206.84 Kb.
ТипРабочая программа


мирэа_эмблема_приказ


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования


«Московский технологический университет»

МИРЭА








УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор


____________________В.Л. Панков

«____» ______________ 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.1«Психология и педагогика высшей школы»

Направление подготовки



38.06.01 «Экономика»

Профиль подготовки



08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

Квалификация выпускника



Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения



Заочная

Москва 2016



Рабочая программа дисциплины рассмотрена и принята

на заседании кафедры

педагогики и психологии




(название кафедры)

Протокол заседания кафедры от «23» мая 2016 г. № 8


СОГЛАСОВАНО:


Директор Института




М.П. Романов




(подпись)

(И.О. Фамилия)

Заведующий аспирантурой





В.С. Томашевская






(подпись)

(И.О. Фамилия)



  1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» имеет своей целью формировать у обучающихся универсальные (УК-5) и общепрофессиональные (ОПК-3) компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) с учетом специфики профиля подготовки – 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» является обязательной дисциплиной вариативной части блока «Дисциплины (модули)» учебного плана направления подготовки аспирантов38.06.01 «Экономика».Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 акад. часа).

Для освоения дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» обучающиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, полученными в результате формирования и развития компетенций в следующих дисциплинах и практиках:



УК-2 (способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, втом числе междисциплинарные, на основе целостного системного научногомировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки):

- история и философия науки (3 семестр);



УК-3 (готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач):

- организация научных исследований (1 семестр);

- научно-производственная практика (3 семестр).

УК-4 (готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках):

-иностранный язык(2 семестр).



УК-5(способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности):

- история и философия науки (3 семестр).




  1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения программы высшей квалификации (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции

(код и название компетенции,

уровень освоения – при наличии в карте

компетенции)

Планируемые результаты обучения
по дисциплине, характеризующие
этапы формирования компетенций


УК-5 (способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности)

Знать этические нормы профессиональной деятельности педагога

Уметь предупреждать и конструктивно разрешать межличностные конфликты в профессиональной деятельности

Владеть навыками формирования в педагогических коллективах позитивного психологического климата и этическими нормами в профессиональной деятельности

ОПК-3 (готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования)

Знать содержание работы преподавателя, детерминанты успешности преподавания (дидактических, организационно-коммуникативных, личностных и специальных)

Уметь формулировать учебные задачи по преподаваемым дисциплинам

Владеть оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в процессе обучения




  1. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72ак. часа).

4.1. Распределение объема дисциплины по разделам (темам), семестрам, видам учебной работы и формамконтроля.

№ раздела

Семестр

Неделя семестра

Объем (в акад. час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего

Контактная работа

(по видам учебных занятий)



СР

Контроль

Всего

ЛК

ПР

СР

под


рук.












4

1-2

5







-

-

5




Устное собеседование



4

3-4

7

2

2

-

-

5




Устное собеседование



4

5-6

10







-

-

10




Устное собеседование



4

7-8

7

2

2

-

-

5




Устное собеседование



4

9-10

7







-

-

7




Письменный опрос, устное собеседование

По материалам курса

36
















36

Экзамен

Итого:

72

8

4

-

-

32

36





4.2. Наименование и содержание разделов дисциплины

раздела

Наименование раздела

Содержание

раздела

1

Психология и педагогика высшей школы

Задачи психологии и педагогики высшего образования. Предмет педагогики. Предмет педагогики высшего образования. Предмет психологии высшего образования.

История и современное состояние высшего образования в России.

Основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.).

Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII-XIX вв.

Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы

российской высшей школы.

Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации


2

Деятельность и обучение. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения в вузе

Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Общие понятия о деятельности.

Психологическая структура деятельности и "деятельностная" трактовка психики.

Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность

Функциональная структура познавательных процессов и понятие "образ мира".

Учение как деятельность

Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению

Этапы формирования умственных действий и понятий

Типы ориентировочной основы действия или типы учения. Творческое мышление студентов Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.

Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.


3

Цели, средства, методы обучения в вузе.

Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе.

Организационные формы обучения в вузе. Классификация методов обучения и воспитания. Активные методы обучения. Технические средства и компьютерные системы обучения.

Вспомогательные компьютерные учебные средства.

Интернет в обучении.



4

Личность студента в высшей школе

Классификация психодиагностических методов.

Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе.

Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.

Компьютеризация психодиагностических методик.



5

Профессиональная деятельность преподавателя вуза Педагогическое мастерство.

Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Проблема педагогического мастерства.

Структура педагогических способностей.

Установки преподавателя и стили педагогического общения.

Понятие педагогического мастерства, история изучения и способы развития педагогического мастерства.




4.3. Лабораторные работы (ЛБ)

Учебным планом не предусмотрены.


4.4. Практические занятия (ПР)

Учебным планом не предусмотрены.




  1. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок и сроки ее выполнения:

  • подготовка к лекциям и практическим занятиям с использованием конспекта лекций, материалов практических занятий и приведенных ниже (п. 8.1 и 8.2) источников (в соответствии с расписанием занятий);

  • оформление отчетов по выполненным практическим заданиям и теоретическая подготовка к их сдаче (в соответствии с расписанием занятий).

Перечень вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации – в соответствии с тематикой дисциплины.


  1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроляуспеваемости и промежуточной аттестации обучающихсяпо дисциплине

6.1. Перечень компетенций, на освоение которых направлено изучение дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, представлен в п.3 настоящей рабочей программы.

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивая

6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций, используемые шкалы оценивания

Элементы компетенций (знания, умения,

владения)

Показатели

оценивания

Критерии

оценивания

Средства

оценивания

Шкалы

оценивания


Знать

(УК-5)

Знание этических норм профессиональной деятельности педагога

Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 1

Уметь

(УК-5)

Умение предупреждать и конструктивно разрешать межличностные конфликты в профессиональной деятельности

Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 1

Владеть

(УК-5)

Владение навыками формирования в педагогических коллективах позитивного психологического климата и этическими нормами в профессиональной деятельности

Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 2


Знать

(ОПК-3)

Знание содержания работы преподавателя, детерминанты успешности преподавания (дидактических, организационно-коммуникативных, личностных и специальных)

Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 1


Уметь

(ОПК-3)

Умение формулировать учебные задачи по преподаваемым дисциплинам

Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 1

Владеть

(ОПК-3)

Владение оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в процессе обучения

Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности

Текущий контроль:

выполнение устных заданий, тестирование


Промежуточная аттестация:

экзамен


Шкала 2


6.2.2. Описание шкал оценивания степени сформированности элементов компетенций

Шкала 1.Оценка сформированности отдельных элементов компетенций

Обозначения

Формулировка требований

к степени сформированности компетенции

Цифр.

Оценка

Знать

Уметь

Владеть

1

Неудовлетворительно

Отсутствие знаний

Отсутствие умений

Отсутствие навыков

2

Неудовлетворительно

Фрагментарные знания

Частично освоенное умение

Фрагментарное применение

3

Удовлетворительно

Общие, но не структурированные знания

В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение

В целом успешное, но не систематическое применение

4

Хорошо

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания

В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков

5

Отлично

Сформированные систематические знания

Сформированное умение

Успешное и систематическое применение навыков

Шкала 2.Комплексная оценка сформированности знаний, умений и владений

Обозначения

Формулировка требований

к степени сформированности компетенции

Цифр.

Оценка

1

Неудовлетворительно

Не имеет необходимых представлений о проверяемом материале

2

Удовлетворительно или

неудовлетворительно

(по усмотрению преподавателя)


Знать на уровне ориентирования, представлений. Субъект учения знает основные признаки или термины изучаемого элемента содержания, их отнесенность к определенной науке, отрасли или объектам, узнает их в текстах, изображениях или схемах и знает, к каким источникам нужно обращаться для более детального его усвоения

3

Удовлетворительно

Знать и уметь на репродуктивном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания репродуктивно: произвольно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях

4

Хорошо

Знать, уметь, владеть на аналитическом уровне. Зная на репродуктивном уровне, указывать на особенности и взаимосвязи изученных объектов, на их достоинства, ограничения, историю и перспективы развития и особенности для разных объектов усвоения

5

Отлично

Знать, уметь, владеть на системном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания системно, произвольно и доказательно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях, учитывая и указывая связи и зависимости между этим элементом и другими элементами содержания учебной дисциплины, его значимость в содержании учебной дисциплины


6.3.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Типовые вопросы и задания для текущего контроля (оценка сформированности элементов (знаний, умений) компетенций УК-6,ОПК-3в рамках текущего контроля по дисциплине) по разделам дисциплины

Учебным планом не предусмотрены.


Перечень вопросов для подготовки к экзамену (оценка сформированности компетенции УК-5, ОПК-3в рамках промежуточной аттестации по дисциплине)

  1. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.). Первые высшие учебные заведения в России.

  2. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв.

  3. Система высшего образования в советский период.

  4. Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами.

  5. Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны.

  6. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.

  7. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны.

  8. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.

  9. Общие понятия о деятельности.

  10. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.

  11. Учение как деятельность.

  12. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.

  13. Этапы формирования умственных действий и понятий.

  14. Типы ориентировочной основы действия или типы учения.

  15. Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе.

  16. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.

  17. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.

  18. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.

  19. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.

  20. Развитие личности. Движущие силы, условия и механизмы развития личности.

  21. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

  22. Цели и содержание обучения.

  23. Организационные формы обучения в вузе.

  24. Классификация методов обучения и воспитания.

  25. Активные методы обучения.

  26. Технические средства и компьютерные системы обучения.

  27. Технические средства предъявления информации (ТСПИ).

  28. Технические средства контроля.

  29. Вспомогательные компьютерные учебные средства.

  30. Интернет в обучении.




    1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Процедуры и средства оценивания элементов компетенций

по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»



Процедура

проведения

Средство оценивания

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Выполнение устных

заданий


Выполнениеписьменных заданий

Выполнение практических заданий

Выполнение тестовых

заданий


Экзамен

Продолжительность контроля

По усмотрению преподавателя

По усмотрению преподавателя

По усмотрению преподавателя

По усмотрению преподавателя

В соответствии с принятыми нормами времени

Форма

проведения

контроля


Устный опрос

нет

Устный опрос

нет

Устный опрос

Вид проверочного задания

Устные вопросы

Устные вопросы

Устные вопросы

Устные вопросы

Экзаменационный билет

Форма отчета

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Раздаточный

материал


Нет

нет

Справочная литература

нет

Справочная литература




  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы»предусматривает лекции и практические занятия. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

При подготовке к лекционным занятиям аспирантам необходимо:

перед очередной лекцией необходимо просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности аспирантов по изучаемой дисциплине.

При подготовке к практическому занятию аспиранты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.

При подготовке к практическим занятиям аспирантам необходимо:


  • приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;

  • до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;

  • в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

  • в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

  • на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.

Аспирантам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшийся на занятии. Аспиранты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу экзаменационной сессии не допускаются к экзамену.


  1. Ресурсное обеспечение дисциплины

8.1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины

а) основная литература

1. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. М.: Кнорус, 2010. — 740 с. (библиотека МГУПИ).

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотов, В.Н. Лавриненко, и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 412 с. (шифр в библиотеке МИРЭА: 15 П86).

3. Денисова О.П. Психология и педагогика. [Электронный ресурс]. М.: Издательство «Флинта», 2013. – 240 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/12978#book_name — Загл. с экрана.


б) дополнительная литература

1. Педагогика высшей школы: учебное пособие для вузов / Е.И. Артамонова, Д.В. Чернилевский.  М.: МАНПО, 2012. — 248 с.(шифр в библиотеке МИРЭА: 378 А86).

2. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Е.И. Артамонова, Д.В. Чернилевский. М.: МАНПО, 2012. — 353 с. (шифр в библиотеке МИРЭА: 15 А86).

3. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов: [В 2 ч.] / Е.И. Артамонова, В.Д. Путилин, Л.С. Нерсесян. — М.: МАНПО, 2012. – 420 с.(шифр в библиотеке МИРЭА: 15 А86).


8.2. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимые для освоения дисциплины

  1. http://e.lanbook.com/ - издательство «Лань» электронно-библиотечная система.

  2. http://psycholagy.net.ru– Интернет-портал «Мир психологии».

  3. http://www.psyhistory.ru- Электронный журнал по истории психологии.

  4. http://flogiston.ru– «Флогистон. Психология из первых рук»:публикации,новости,обзоры,библиотека, тематические подборки статей.

  5. http://www.psychol-ok.ru – Интернет-портал «Психологическая помощь».


8.3. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Microsoft Office (Сублицензионный договор № 31603621051 от 27 мая 2016 года).


8.4. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

  • Учебная аудитория, оснащенная презентационным оборудованием.

  • Аудитория для самостоятельной работы студентов Института ИНТЕГУ.

  • Читальный зал гуманитарной литературы НТБ МИРЭА.

  • Компьютеры с доступом в сеть Интернет.



Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОпо направлению подготовки аспирантов 38.06.01 «Экономика»с профилем подготовки 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница