Рабочая программа дисциплины ментальные основы цивилизаций направление: 44. 04. 01 Педагогическое образование



Скачать 233.7 Kb.
Дата02.11.2017
Размер233.7 Kb.
ТипРабочая программа


ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
герб%20чгпу%20чб

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


Направление: 44.04.01 Педагогическое образование


Уровень образования: магистратура

Магистерская программа: Историческое образование

Челябинск 2014


Лист согласования





Разработчики:




























Доцент кафедры всеобщей истории










И.Н. Дорожко







(подпись)




(инициалы, фамилия)































(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)
















Программа одобрена на заседании кафедры

«

04

»

сентября

2014

Протокол



1
















Заведующий кафедрой










Н.Б. Виноградов







(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя










(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП










Н.Б. Виноградов







(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета










Е.Н. Жоров







(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра всеобщей истории

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

« » 2014 г.

Протокол №

Зав. кафедрой _______.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Направление: 44.04.01 Педагогическое образование


Уровень образования: магистратура

Магистерская программа: Историческое образование

Челябинск 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ


ФГОС ВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1

Направление: 44.04.01 Педагогическое образование 1

Челябинск 2014 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3

Направление: 44.04.01 Педагогическое образование 3

1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 10

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

1.История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./ Под ред. Л.М. Брагиной.-  М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.    10

4ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11

5МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 14

6ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ 15

7ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ??? 16

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 17



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



1.1.Дисциплина «Ментальные основы цивилизаций» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.4) и изучается в 3 семестре второго курса магистратуры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов). Аудиторная нагрузка составляет 16 часов (лекции – 4 часа, практические занятия – 12 часов), самостоятельная работа – 20 часов.

1.2. Для освоения дисциплины «Ментальные основы цивилизации» магистранты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения многих предметов на предыдущем уровне образования - бакалавриата. Изучение данного аспекта позволяет воссоздать более емкую и глубокую картину по истории зарубежной средневековой цивилизации и раннему Новому времени.

1.3. Дисциплина «Ментальные основы цивилизации» является основой для создания комплексной глубокой картины понимания истории зарубежных стран и основой для изучения последующих дисциплин магистратуры.

1.4. Цель дисциплины: является рассмотрение ментальных структур средневековой цивилизации Западных стран в переходный от Средневековья к Новому времени период. Это позволяет формировать у магистрантов толерантное отношение к различным формам мировоззрения.

1.5. Планируемые результаты обучения.


№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

СК-1 Способен использовать в профессиональной деятельности знание концептуальных научных основ истории России, всеобщей истории


З.1. Концептуальные научные основы всеобщей истории


У.1.Использовать в профессиональной деятельности основные концепции исторической науки

У.2. Применять в профессиональной деятельности знание фактов и процессов всеобщей истории



В.1 Навыками исторического анализа.

В.2.Методами и приемами обучения истории на разных уровнях исторического образования



2.

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

З.1. Основные правила и приемы работы с различными видами информации;



У.1. Воспринимать, собирать, обобщать, анализировать информацию;

В.1. Способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую и культурологическую информацию;








  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

2

4

5

6

7

8

1.

Введение в курс. Постановка проблемы.

2










2

2.

Пространственно-временные представления

2







1

3

3.


Индивид в социально-иерархической структуре общества.







2

3

5

4.

Народная религиозность как основа мировоззрения людей в эпоху Средневековья и Возрождения.







4

8

12

5.

Труд, богатство и бедность в представлениях людей Средневековья и Возрождения.







2

4

6

6.

Семейно-брачные отношения







2

2

4

7.

Черты коллективной психологии







2

2

4




Всего:

4




12

20

36



Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Тема

План

Методическое обеспечение

1

Ментальные основы цивилизации Средневековья и раннего Нового времени

1.1

Требования к результатам освоения раздела:

СК-1 - способность использовать в профессиональной деятельности знание концептуальных научных основ всеобщей истории: З.1, У.2, В.1,

ОК-2 - способность к абстрактному мышлению, синтезу; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень: З.1, У.1, В.1.


1.2

Содержание раздела

1.3

План лекционного курса

1.3.1

Тема №1. Введение в курс. Постановка проблемы.

1. История становления понятия «менталитет».

2. Менталитет в системе понятий современного гуманитарного знания.

3. Источниковедческий обзор.

4. Постановка проблемы менталитета в исторической школе «Анналов».

5. Идеи школы «Анналов» в российской науке.


Литература: 1, 2, 8


1.3.2

Тема № 2. Время и пространство как основополагающие категории средневековой картины мира.


1. Средневековое и ренессансное восприятие категории «время».

2. Представления о пространстве.

3. Картина мира в эпоху Средневековья и раннего Нового времени.


Литература: 4, 5, 6













1.4

Планы семинарских занятий

1.4.1

Тема № 1. Индивид в социально-иерархической структуре общества.


1. Право в средневековом обществе.

2. Принципы организации социальной структуры общества.

3. Особенности сознания представителей средневековых сословий: рыцарства, духовенства, горожан и крестьянства.


Литература: 1, 6, 7

1.4.2

Тема № 2. Народная религиозность как основа мировоззрения в эпоху Средневековья и Возрождения.


1. Определение понятий «официальная» и «народная» религиозность.

2. Магическое сознание людей в средневековом и ренессансном обществах.

«Охота на ведьм» в раннее Новое время.

3. Святой и его место в системе религиозных координат.

4. Образы Бога - Дьявола в представлениях людей.

5. Представления о смерти и ее отражение в искусстве.

6. «Страшный суд» и его место в сознание людей.

7. Представления о загробном мире. Идея чистилища.




Литература: 4, 5, 8

1.4.3.

Тема №3. Труд, богатство, бедность в представлениях людей Средневековья и Возрождения.


1. Дуализм в восприятии труда в средневековом обществе.

2. Восприятие категорий «богатство» и «бедность» в средневековом обществе.

3. Трансформация представлений о труде, богатстве и бедности в эпоху Возрождения.


Литература: 4, 6

1.4.4.

Тема № 4. Семейно-брачные отношения.


1. Семья и брак в средневековом обществе.

2. Семья и брак в эпоху Возрождения.

3. Отношение к детям в средневековом обществе.


Литература: 5


1.4.5.

Тема № 5. Черты коллективной психологии


1. Символизм как тип мышления.

2. Эмоции и чувства.



3. Психологический климат: ментальные структуры.


Литература: 3, 5


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства







СК-1: З.1,У.1

реферат

СК-1: В.1

Сравнительная таблица

ОК-1:З.1, У.1, В.1

Письменная работа по документу







  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

1.

Пространственно-временные представления




1







2.

Народная религиозность как основа мировоззрения людей в эпоху Средневековья и Возрождения.

Анализ текста источников по теме «охота на ведьм»

8

Документ «Молот ведьм», «Демонология эпохи Возрождения»

Проверка письменного анализа

3.

Труд, богатство и бедность в представлениях людей Средневековья и Возрождения.

Работа с научной литературой

4







4.

Черты коллективной психологии

Составление итоговой сравнительной таблицы

2

Научная литература, лекции

Проверка сравнительной таблицы


4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Основная литература:
  1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./ Под ред. Л.М. Брагиной.-  М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.   


  2. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М., 1989.



Дополнительная литература:

  1. Блок М. Апология истории или ремесло историка Текст. / М. Блок. М.: Наука, 1973.-256 с.

  2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. -М., 1972.

  3. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М., 1989.

  4. Делюмо Жан. Цивилизация Возрождения.- Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва, 2008.

  5. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности Текст. / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1989. - 270 с.

  6. Шпренгер Я. Иститорис Г. Молот ведьм. – СПб.: Амфора, 2001.


Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет

  1. Библиотека ЧГПУ http://www. сspu.ru




  1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. [Электронный ресурс] URL: http://hist.msu.ru/ER/index.html




  1. Челябинская областная публичная библиотека http://chelreglib.ru/ru/


  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Шифр и формулировка компетенции

СК-1- Способен использовать в профессиональной деятельности знание концептуальных научных всеобщей истории
З.1. Основные научные подходы и концепции изучения ментальной истории зарубежного Средневековья.

У.2. Анализировать в сравнительном аспекте ментальные структуры людей средневекового общества в ХIV и XVI вв.

В.1.Методами сравнительного анализа при изучении вопросов эволюции ментальных основ сознания людей в период от Средневековья к Новому времени.



Оценочные средства контроля формирования компетенций

Текущий контроль:

Устный опрос, подготовка докладов, заполнение сравнительной таблицы, индивидуальное собеседование, работа с документами и письменный их анализ.



Промежуточная аттестация: зачет








5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Тест на проверку компетенции (примеры типовых заданий)


  1. Ведущая историческая школа в зарубежной историографии в изучении проблем менталитета Средневековья и раннего Нового времени:

А) английская б) американская в) немецкая г) французская

2. Создание французской школы «Анналов» относится к

А) 1930 б) 1929 в) 1950 г)1955
3.В Средневековье господствовала картина мира:

А) гелиоцентрическая

Б) теоцентрическая

В) антропоцентрическая

4.Причины широкого распространения культа святых в Средневековье (исключить лишнее звено):

А) потребность веры в чудо

Б) невыделенность человека из природы

В) благоприятная социально-психологическая атмосфера



5. Установить соответствие между средневековым и ренессансным пониманием категории труда:

1. Ренессансное

2. Средневековое А) низкая оценка труда

Б) признание важности умственного труда

В) труд возвеличивает человека

Г) труд как необходимость


6. Проанализировать две цитаты:

А) «…время, которое движется так быстро днем и ночью, без отдыха и остановки, которое убегает и оставляет нас так незаметно, что кажется будто оно и не движется вовсе, тогда как оно не останавливается ни на мгновенье, и бежит непрерывно до такой степени, что невозможно понять, в чем состоит настоящий миг;…время, перед которым ничто не может устоять железо, ни самая твердая вещь, потому что все точит и разъедает; время, которое старит наших отцов и королей, и императоров..»

Б) «Я никогда не пребываю в бездействии, стараюсь не спать, не отдыхаю, если не побежден усталостью. Так я использую время…занятий всегда каким-нибудь делом. Утром, когда я встаю, я думаю про себя, что я должен сделать сегодня: такие и такие то вещи. Перечисляю их и каждой определяю время: это утром, это днем, это вечером… я предпочту потерять скорее сон, чем время»

Ответить на следующие вопросы:


  1. Определить, какая из цитат сказана средневековым или ренессансным автором.

  2. Выделить разницу в понимании категории времени средневековым человеком и гуманистом эпохи Возрождения. Чем она объясняется.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Степень изученности вопросов менталитета в Средневековье и эпоху Возрождения в зарубежной и отечественной историографии.

  2. Раскрыть понятие «менталитет». Важность изучения.

  3. Как меняются представления о времени в эпоху Средневековья и Возрождения?

  4. Источниковая база для изучения ментальных аспектов средневековой цивилизации.

  5. Сравнить пространственные представления людей в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения? В чем состояли особенности пространственных взглядов.

  6. Представления о картине мира в средневековом обществе.

  7. Особенности менталитета рыцарства в средневековом обществе.

  8. Особенности «народной религиозности» людей в средневековом обществе (магический пласт сознания, отношение к святым, смерти, Страшному суду, загробному миру) и в эпоху Возрождения.

  9. Магический пласт сознания в эпоху Средневековья и Возрождения.

  10. Образ страшного суда в изобразительном искусстве.

11. Отношение к женщине в религиозных и светских источниках.

12. Место семьи в социуме.

13. Отношение к детям в средние века и в эпоху Возрождения.

14. Представления о труде и богатстве в средневековом и ренессансном обществах.

15. Особенности коллективной психологии людей в средние века и в эпоху Возрождения.

5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете



Зачтено

- обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, аргументировано отвечает на поставленный вопрос из любой темы изучаемого курса, проявляя творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

- ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу, демонстрируя широкий кругозор, профессиональную эрудицию и заинтересованность данной проблемой; знает оценки ведущих концепций, идей, точек зрения, подходов, научных школ;

- дает развернутый, логически выстроенный ответ, выстраиваются причинно-следственные связи, владеет научным аппаратом.


Незачтено





ставится магистранту в том случае, если он показывает слабое владение программным материалом, не знает основной темы, проблем, не разбирается в терминологии, не может дать обоснование причинно-следственным связям, выстроить исторические факты, сделать сравнительный анализ.




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 9



Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Практические занятия

Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом документов («Молот ведьм», «Демонология эпохи Возрождения»), Конспектирование источников

Контрольная работа/индивидуальные задания

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме.

Реферат

Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.


Подготовка к зачету

При подготовке зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





        1. Лекционная аудитория оборудования мультимедиа.

        2. Компьютерный класс на 12 мест.

        3. Аудитория на 25 мест.

        4. Методический кабинет истории

5. Библиотека ЧГПУ,




  1. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ???

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: ___



№ п/п

Тема

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1

2

3

4



Пространственно-временные представления

Лекция

проблемная c использованием мультимедиа



Тема № 2. Народная религиозность как основа мировоззрения в эпоху Средневековья и Возрождения.
Тема №4 Труд, богатство и бедность в представлениях людей Средневековья и Возрождения.

Практическое занятие

Практическое занятие

Работа с документами

«Молот ведьм»

Организация дискуссии












ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:





Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1

В список литературы внесены изменения из ЭБС




2

Актуализировано содержание лекций




3

Актуализировано содержание практических занятий




4

Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы




5

Дополнен фонд оценочных средств




6

Обновлены вопросы и задания к экзаменам




7

И т. д.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница