Профессиональное образование банковского сектора: история банковских школ



Скачать 54.04 Kb.
Pdf просмотр
Дата04.02.2019
Размер54.04 Kb.


98
УДК 321
Романчугова Наталья Анатольевна,
Romanchugova Natalya Anatolyevna,
Образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Омская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федера- ции», г. Омск, преподаватель высшей категории, naromanchugova@obs.omsk.ru
An educational institution of secondary vocational education "Omsk Banking
School(college) the Central Bank of the Russian Federation", Omsk, Russia, lecture of the highest category, naromanchugova@obs.omsk.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА:
ИСТОРИЯ БАНКОВСКИХ ШКОЛ
PROFESSIONAL EDUCATION OF BANKING SECTOR: THE HISTORY OF
BANKING SCHOOLS
Аннотация
В статье рассматривается история развития профессионального банковского образования в России и опыт подготовки специалистов среднего звена банковскими школами (колле- джами) Центрального банка Российской Федерации.
Ключевые слова: история, банковские школы, профессиональное образование, банков- ское дело

Abstract
The article deals with the history of the development of professional banking education in Russia and the experience of training of mid-level specialists by banking schools (colleges) of the Central
Bank of the Russian Federation.
Keywords: history, banking schools, professional education, banking
Радикальные преобразование экономической системы, внедрение новых ин- формационных технологий, глобализация финансовых рынков – это те обстоя- тельства, которые обусловливают высокий динамизм банковской деятельности сегодня и возрастание требований к подготовке специалистов банковской си- стемы. Одна из целей деятельности Банка России – это развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Для этого в Банке России была
© Романчугова Н. А., 2015


99 создана система подготовки и переподготовки банковского персонала, в которой важное место заняли подведомственные банковские школы.
Банковские школы (колледжи) Банка России – профессиональные образова- тельные организации, осуществляющие подготовку банковских специалистов по программам среднего профессионального образования по специальности «Бан- ковское дело», повышение квалификации персонала Банка России и профессио- нальную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной дея- тельности [5]. При этом каждая из банковских школ имеет свою историю, тради- ции и уникальный опыт подготовки кадров для банковской системы страны, определяемые региональными особенностями, контингентом обучающихся, ха- рактером взаимодействия и сотрудничества с организациями финансово-кредит- ной сферы.
Профессиональное образование для финансово-кредитной системы имеет долгую историю и сложившиеся традиции. Учетно-кредитные техникумы (в том числе ныне действующие банковские школы) ведут свою историю с середины прошлого века, некоторые из них отметили восьмидесятилетие. К 90-м годам XX века, подготовка кадров для банковской системы страны представляла собой хо- рошо налаженный, централизованный процесс, осуществлявшийся в соответ- ствии с требованиями плановой экономики. Для нужд Госбанка СССР и Строй- банка СССР 22 учетно-кредитных и финансово-кредитных техникума ежегодно выпускали около 12 тысяч специалистов среднего звена, в целом удовлетворяя потребности банковских учреждений в планомерном замещении трудовых ре- сурсов [3, с. 64].
С переходом страны к построению рыночной экономики Банк России в каче- стве правопреемника Госбанка СССР не только сохранил принадлежавшие тому на территории России 13 техникумов, но и смог в весьма сжатые сроки превра- тить их в многофункциональные учебные заведения. Астраханская, Барнауль- ская, Иркутская, Казанская, Московская, Омская, Орловская, Петрозаводская,


100
Самарская, Санкт-Петербургская, Томская, Хабаровская и Челябинская банков- ские школы отличались квалифицированным преподавательским составом, раз- витой учебно-методической, материально-технической и социально-бытовой инфраструктурой. В 1993 году было проведено реформирование банковских тех- никумов. Банком России была разработана профессиональная модель банков- ского специалиста с высшим и средним специальным образованием, которая от- ражала квалификационные требования, отвечающие не только текущим запро- сам двухуровневой банковской системы, но и мировым стандартам. Техникумы были преобразованы в банковские школы Центрального банка Российской Фе- дерации.
Увеличения в структуре банковского персонала доли специалистов с вузов- скими дипломами, появление к концу 90-х годов XX века других учебных заве- дений, активно осуществлявших подготовку будущих банкиров, а также мини- мизация Банком России непрофильных расходов привел к существенному уменьшению числа банковских школ. В 2002 г. в результате реорганизации сети учебных заведений Банка России их число сократилось до шести [3, с. 65]: Ка- занская, Московская, Омская, Орловская, Санкт-Петербургская и Хабаровская банковские школы.
История Казанской банковской школы началась в 1942 году, когда по приказу
Правления Государственного банка СССР в город Казань был эвакуирован с не- большой группой учащихся Ленинградский учетно-кредитный техникум. В 1949 году произошло слияние Казанского финансово-кредитного техникума Пром- банка СССР, Татарского финансово-экономического техникума Министерства финансов РСФСР и Ленинградского учетно-кредитного техникума Госбанка
СССР, и с 1949 по 1954 годы функционирует Казанский финансово-кредитный техникум Министерства финансов РСФСР.
В 1954 году Казанский финансово-кредитный техникум переходит в ведение
Госбанка СССР и становится учетно-кредитным техникумом, ориентированным на подготовку кадров исключительно для банковской системы страны [4, с. 11].


101
В 1993 году Казанский учетно-кредитный техникум преобразован в Казан- скую банковскую школу Центрального банка Российской Федерации.
История Московской банковской школы начинает отсчет с момента создания в 1954 году Всесоюзного заочного учетно-кредитного техникума Госбанка
СССР. Его основной задачей стала подготовка бухгалтеров и кредитных инспек- торов для Госбанка СССР, Внешторгбанка, сберегательных касс. Специалисты, подготовленные в те годы, сформировали основной кадровый состав системы
Госбанка СССР [4, с. 17]. В 1993 году техникум был преобразован в Московскую банковскую школу (колледж) Банка России.
История Омской банковской школы начинается 7 сентября 1971 года, когда
Приказом Сторойбанка СССР от 14 мая 1971 года №50 был организован Омский финансово-экономический техникум Стройбанка СССР для подготовки кадров экономистов-финансистов, бухгалтеров, техников по механизации учета. Пер- вый план приема учащихся на 1971-1972 учебный год составлял 120 человек.
Подготовка специалистов осуществлялась по дневной форме обучения. В 1987 году техникум был передан в ведение Госбанка СССР. В 1993 году Омский фи- нансово-экономический техникум преобразован в Омскую банковскую школу
Центрального банка Российской Федерации [4, с. 23].
Старейшим учебным заведением по праву считается Орловская банковская школа, которая ведет свою историю с 1930 года. Орловский финансово-эконо- мический техникум Центральной черноземной области РСФСР был создан в
1930 году с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для фи- нансово-кредитной системы страны [4, с. 29]. После передачи в 1938 году техни- кума в распоряжение Госбанка СССР он получил название учетно-экономиче- ского техникума Госбанка СССР. В 1955 году учебное заведение преобразовано в учетно-кредитный техникум. В 1993 году Орловский учетно-кредитный техни- кум преобразован в Орловскую банковскую школу ЦБ РФ.
История Санкт-Петербургской банковской школы берет свое начало с Ленин- градского учетно-кредитного техникума, который был единственным учебным


102 заведением в стране, готовящим техников-электромехаников для учреждений
Государственного банка СССР. В 1942 году техникум со студентами был эваку- ирован в г. Казань. В целях обеспечения потребности учреждений Госбанка в специалистах механизированного учета средней квалификации в соответствии с
Приказом по Государственному Банку СССР №111 от 23 августа 1962 г. в г. Ле- нинграде с 01 января 1963 года начинает работать учетно-кредитный техникум.
За время существования накоплен уникальный опыт кадрового обеспечения бан- ковской системы страны. В феврале 1993 года Ленинградский учетно-кредитный техникум был преобразован в Санкт-Петербургскую банковскую школу ЦБ РФ
[4, с. 35].
История Хабаровской банковской школы начинается 1 сентября 1961 года, когда был открыт Хабаровский учетно-кредитный техникум Госбанка СССР.
Первый набор студентов был проведен по специальностям: «Денежное обраще- ние и кредит», «Учет и операционная техника в Госбанке». В 1964 году начинают функционировать учебно-консультационные пункты в городах Петропавловск-
Камчатский, Южно-Сахалинск и Владивосток. В феврале 1993 года Хабаровский учетно-кредитный техникум Госбанка СССР стал именоваться Хабаровской бан- ковской школой Банка России.
В 2002 году банковские школы были преобразованы в колледжи. С 2003 года банковские школы имеют правовой статус юридических лиц, учредителем кото- рых является Банк России. В структуре обучения персонала Банка России особое место занимает Учебно-методический центр Банка России (учрежден Приказом
Банка России от 21.04.1993 № 02-59 «О создании Учебно-методического центра
Банка России» [2, с. 57]), который более 30 лет осуществляет сопровождение учебного процесса и является координационным центром по методическому обеспечению банковского образования в России.
С 2001 года в соответствии с приказом Минобразования России за Централь- ным банком РФ была закреплена специальность СПО «Банковское дело». В 2009 году УМЦ начал основную работу над проектом ФГОС СПО по специальности


103
«Банковское дело» и ФГОС НПО по профессии «Контролер сберегательного банка» [1, с. 68–69].
В настоящее время подготовка кадров ведется по лицензируемым специаль- ностям СПО: во всех банковских школах – по специальности «Банковское дело», кроме того в Казанской банковской школе – по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Обучение организовано по очной и заочной формам подготовки [4, с. 6], на основе учебно-программной документации, про- шедшей согласование в профильных подразделениях центрального аппарата
Банка России и утвержденной Департаментом кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Банка России или прошедшей экспертизу в Министерстве науки и образования РФ. Существенное влияние на формирование системы обу- чения специалистов для учреждений Банка России оказывает изучение опыта подготовки кадров для банковских систем зарубежных стран, в частности
Немецкого федерального банка в области подготовки кадров и организационно- методической работы в его банковской школе (г. Хахенбург).
Важным этапом становления специальности «Банковское дело» является ор- ганизация обучения в банковских школах лиц, имеющих высшее профессиональ- ной образование небанковского профиля. Одна из основных задач банковских школ – это реализация программ дополнительного профессионального образо- вания (ДПО) по направлениям деятельности Банка России. Работа ведется на ос- новании договоров об оказании образовательных услуг между банковскими шко- лами и Банком России. В банковских школах организуются тематические семи- нары и курсы повышения квалификации по актуальной тематике банковской де- ятельности. Общий контингент на отделении СПО ежегодно составляет около
3,5 тысяч студентов, на отделениях ДПО обучается более 9 тысяч руководителей и специалистов [4, с. 7].
За долгие годы деятельности обучение в банковских школах прошли десятки тысяч специалистов банковского дела, которые работают в структурных подраз-


104 делениях Банка России, кредитных организациях, других учреждениях финан- сово-кредитной сферы, на предприятиях разных отраслей. Все банковские школы (колледжи) объединены общими целями, едиными подходами к органи- зации и реализации образовательных программ. Основной задачей банковского образования является создание культурно-образовательной среды и условий, не- обходимых обучающимся для приобретения теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями в области современных направлений бан- ковской деятельности.

Список литературы
1.
Савельева И. В. Вопросы разработки и реализации Федерального государ- ственного образовательного стандарта по специальности «Банковское дело» //
Деньги и кредит. 2013. № 3. с. 66–72.
2.
Савельева И. В. Учебно-методический центр Банка России - 30 лет в кон- тексте времени // Деньги и кредит. 2015. № 4. с. 57–60.
3.
Суриков К. Ю., Николаев А. Е. Банковские школы в современной системе профессиональной подготовки и переподготовки персонала Банка России //
Деньги и кредит. 2006. № 8. с. 64–68.
4.
Образовательные учреждения Банка России: рекламно-информационный сборник / Учебно-методический центр Банка России. Тверь : 2012.
5.
Образовательные учреждения и учебно-методические центры Банка Рос- сии. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bskl (дата обращения 09.09.2015).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница