Проблема работоспособности школьников во время урока и оптимальной организации процесса обучения всесторонне и глубоко изучае



Скачать 146.97 Kb.
Дата11.10.2017
Размер146.97 Kb.
ТипУрок

Профилактика тотального переутомления и инактивации учащихся начальных классов в ходе урока. Организация фаз отдыха.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Н.М. Амосов, академик, хирург-кардиолог.

Проблема оптимального планирования и организации процесса обучения школьников, а также актуальнейший вопрос о поддержании их работоспособности и активности во время уроков всесторонне и глубоко изучается представителями профессий не только педагогического сегмента, а также физиологами, валеологами, реабилитологами. Но наибольшую значимость эта проблема приобретает именно в контексте организации здоровьесберегающего пространства школы, а значит это – проблема прежде всего педагогов, так как именно они имеют непосредственный практический контакт с детьми и именно перед ними стоит задача построения оптимальной структуры урока, направленной на реализацию приоритетной цели: максимально эффективное усвоение учебного материала при минимальной физической, психической и интеллектуальной перегрузке. Актуальность и острота этой проблемы обосновывается результатами определенных диагностических исследований и выводами из них, а именно: количество школьников, имеющих проблемы со здоровьем неукоснительно растет. Тому способствует целый ряд причин и эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) характера. Именно на внешних факторах негативно влияющих на здоровье и психофизическую активность школьников хотелось бы остановиться. Выделяется целый ряд подобных факторов, которые дифференцируются по признаку актуальности и степени изученности их влияния на организм ребенка (по Н.К.Смирнову, 2003г):



  1. Активно изучаемые и обсуждаемые:

    • перегрузка учебных программ, гиперинтенсификация учебного процесса;

    • стрессовая тактика авторитарной педагогики, одномодальный стиль преподавания, максимально ускоренный темп урока и увеличенный объем учебного материала;

    • отсутствие индивидуально подхода к учащимся, нежелание педагогов выявлять доминирующий канал принятия учебной информации учащимися и, как следствие, неспособность дифференцировать их по признаку условной модальности;

    • недостаток двигательной активности учащихся;

    • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся.

  2. Недостаточно изучаемые и обсуждаемые:

  • дидактогенная организация образовательного процесса, обоснованно приводящая к состоянию дидактогении у детей и часто, как следствие, к неврозам;

  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий;

  • недостаточное использование технологий для организации ситуации «успеха» необходимой для поддержания психологического здоровья учащихся и для максимально эффективного усвоения учебного материала.

Один из наиболее «патогенных» факторов из всех перечисленных выше, оказывающий максимально отрицательное воздействие на психофизическое состояние учащихся и, соответственно, тормозящий продуктивность урока это - так называемая, « стрессовая тактика» педагога.

Стресс, как все знают, в широкой диффениции этого слова губителен, особенно для ребенка, организм которого находится в стадии формирования. Но, к сожалению, не всем известно, что у понятия «стресс» значение гораздо шире, чем многие привыкли понимать в обыденной жизни. Зачастую считается, что причинить вред здоровью и вызвать, возможно, необратимые изменения в организме, способен лишь стресс эмоционального характера и бытового происхождения (он может быть как позитивным, так и негативным). В действительности же не меньшее патологическое влияние на организм оказывает так называемый информационный стресс – состояние, неизбежно возникающее в результате, так называемого «информационного взрыва», который является главным признаком современного стиля и темпа жизни и который мы привыкли считать нормой жизни. В более локальном смысле понятие «информационный взрыв» может быть использован как один из элементов, характеризующих большинство уроков, проводимых в школах. Явление «гиперинформатизации» порой принимает совершенно гротескные формы, причем даже в начальной школе. Педагоги стремятся выложить максимально объемный «пакет» информации за относительно ограниченный резерв времени, который представляет собой урок. Именно воздействию «информационного стресса» ребенок подвергается практически каждый день в школе и влияние его гораздо более пролонгированное. Опасность и коварство «информационного стресса» заключается в том, что в результате его продолжительного влияния на детей в ходе урока неизбежно возникает состояние «информационной перегрузки» и, как следствие – «информационный паралич». Это состояние, характеризующееся практически полной инактивацией учащихся, потерей мотивации и интереса к происходящему на конкретный момент.

Одним словом, насыщенность информации, а порой информационный прессинг - вот одна из главных характеристик современной действительности, в которой активно идет процесс глобализации. Причем не так важно то, какая это информация - положительного или отрицательного характера, учебная или развлекательная - пресыщенность ею в любом случае вредна, особенно для организма ребенка.

Специалисты, изучающие влияние стресса на организм, отмечают, что значение имеет даже не сам факт стресса, а то, как он воспринимается. Известно, что стресс самый верный, неизменный и постоянный попутчик на жизненном пути современного человека. Естественно, что без него немыслима жизнь человека, особенно сейчас. Можно даже заявить о том, что стресс необходим человеку, так как позволяет приспособиться к новым жестким, порой жестоким условиям, выжить в них. В определенных ограниченных «порциях» он иногда оказывает даже положительное влияние на работоспособность (чаще всего это происходит у представителей творческих профессий в виде явления сублимации). То есть стресс имеет свое определенное просоциальное значение и просоциальную направленность при условии дозированного «приема». В случае же «передозировки» стресс оказывает деструктивное, разрушительное действие на здоровье и физическое, и психическое, и эмоциональное.

Главное необходимо помнить, что если лишить человека возможности нейтрализовать негативные последствия перегрузки и усталости осознанно, они переходят на подсознание, а оттуда на телесный уровень, провоцируя возникновение различных заболеваний, нередко давая толчок патологическим изменениям.

Примером негативного деструктивного воздействия информационного стресса, ведущего к значительным интеллектуальным, эмоциональным и нервно-психическим перегрузкам, как говорилось выше, может служить урок стандартной структуры в современной школе. Значительная загруженность уроков и занятий учебной информацией, необоснованно высокий их темп, преимущественно одномодальный путь подачи материала, полное игнорирование учителем фаз отдыха- вот признаки урока, во время которого ребенок, особенно младший школьник, испытывает перегрузки и тотальную усталость.

Внедрение в современный процесс обучения здоровьесберегающих технологий ставит цель максимально снизить уровень отрицательного влияния информационного, «учебного» стресса на развивающийся организм младших школьников.

Основные моменты здоровьесберегающих технологий сводятся к тому, что педагогу необходимо, если не знать, то хотя бы иметь представление об особенностях физиологии ребенка, специфики его нервных процессов и с учетом этих представлений планировать свою деятельность.

Следует знать, что в пределах одного урока существует 2 фазы утомления учащихся:


  1. Фаза компенсированного или преодолеваемого утомления. Она достаточно явно идентифицируется по внешним признакам, самым ярким из которых является двигательное беспокойство детей. Учитель должен помнить, что оно никак не связано с личными качествами ребенка, с простой непоседливостью, любознательностью и баловством. Так проявляется начальная стадия усталости, и ругать и порицать учащихся за эти проявления бессмысленно и нецелесообразно, как и призывать их к спокойствию и усидчивости. Выполнить указания и просьбы учителя и продолжать работать дальше без фазы отдыха ребенок в данном случае способен лишь мощным нервно-психическим, эмоциональным, волевым напряжением;

Это напряжение отрицательно сказывается на состоянии нервных процессов детей и, как следствие, наступает следующая, гораздо более опасная по своему конечному продукту стадия:

  1. Фаза некомпенсированного утомления. Это фаза, напротив, характеризуется выраженной сниженной активностью (вялость, сонливость, частая зевота, отвлеченность, поиск дополнительной опоры). Это более серьезные проявления усталости, и грамотный педагог должен чутко улавливать признаки надвигающейся угрозы. Отсутствие же способности педагога квалифицировать эти признаки утомления ученика могут спровоцировать у последнего срыв в виде истерики, или напротив в виде своеобразного интеллектуального и психического «паралича» (ступора).

Это объясняется тем, что в стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя всю нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Следовательно, оказываются перегруженными и ведущие органы, которые контролируются ведущим полушарием (руки, ноги, глаза, уши). В результате происходит нарушение межполушарного взаимодействия, дискоординация комиссур, диссинхронизация работы полушарий и появляется ряд признаков характерных для него: «отказывают» руки и ноги, «глаза смотрят, но не видят, уши слушают, но не слышат». Поэтому необходимо четко устанавливать момент для своевременной организации фазы отдыха с целью достаточной разгрузки обоих полушарий.

Но так как четкую латерализацию (разделение) полушарий головного мозга довольно непросто сразу выявить и разграничить между собой ведущее и ведомое полушарие, в качестве физической разгрузки можно проводить упражнения, направленные на развитие сразу обоих полушарий, межполушарных комиссур (связей), межполушарного взаимодействия и синхронизации их работы. Эти упражнения также обеспечат организацию фазы отдыха, тем самым, способствуя оптимизации тонуса, установлению баланса между нервными процессами у детей.

Конечно, многие квалифицированные и компетентные педагоги учитывают потребность ребенка в отдыхе и во время урока стараются организовать динамическую паузу, предлагая детям отдохнуть, выполнив несколько упражнений для кистей рук или общих двигательных упражнений, полагая, что эти несложные стандартные упражнения в полной мере разгрузят ребенка. Это, естественно, в какой-то мере поможет ребенку отвлечься, но именно отвлечься, а не отдохнуть. Тем более, что большинство этих упражнений, известных детям еще с дошкольных учреждений, не носят характера новизны и являются однонаправленными, их продолжительность, как правило, кратковременна, а сам факт проведения зачастую формален. И потом необходимо помнить, что все дети разные, и что для одного является отдыхом, для другого всего лишь очередное задание учителя, которое он должен выполнить, и он выполняет его просто так, бесцельно, не чувствуя при этом ни физического отдыха, ни психоэмоциональной разгрузки, ни сенсорного «relaxatio». Например, одному достаточно выполнить несколько несложных двигательных упражнений, а другому этого недостаточно, его организм требует дополнительного отдыха, например, просто «полежать» на парте или сделать расслабляющие упражнения; кому-то нужна зрительная гимнастика, а кому-то голосовая.

Этот момент очень важно учитывать и включать в структуру урока, а точнее в его фазу отдыха, упражнения разной направленности и специфики. Лучше же всего, если эти упражнения будут носить интегративный характер, обеспечивающий отдых сразу нескольким системам организма единовременно, то есть специфика их проведения будет обуславливать задейстованность разных анализаторов, тем самым предупреждая их инактивацию. В данном случае процесс психологической, физической и сенсорной разгрузки будет осуществляться с максимальной эффективностью и продуктивностью, а, следовательно, и сам урок можно будет считать продуктивным и успешным.

Таким образом, формулируется вывод: фазы отдыха во время урока, точнее, грамотная и своевременная их организация, нестандартный и творческий подход педагога к процессу их проведения, без сомнения является одним из главных интерфейсов системы «учитель - ученики», которая может работать успешно и продуктивно.

Ниже предлагаются комплексы упражнений различной направленности и интегративного характера, которые можно с успехом использовать при организации фаз отдых во время уроков.



I. Дыхательные антистрессовые расслабляющие и оздоравливающие упражнения.

В основе их лежит принцип глубокого (счет до 10) вдоха и продолжительного направленного (счет до 10) выдоха.

При правильном выполнении упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания. Их систематическое выполнение способствует увеличению объема легких, усилению газообмена, улучшению кровообращения. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж органов.
II. Упражнения на развитие четырехфазного диафрагмального дыхания.

Упражнение содержит 4 дыхательные фазы, равные по времени:

«вдох-задержка-выдох-задержка».



  1. Упражнение «Липучки».

Делая глубокий (счет до 10) вдох через нос «склеиваем» липкую ленту, а продолжительно выдыхая через рот (счет до 10) «разрываем» ее. Упр. выполнить несколько раз.





  1. Упражнение « Листья».

Глубоко вдохнуть через нос (счет до 10) и выдохнуть через рот (счет до 10), имитируя дуновение ветра на листья. Установка: листья должны шевелиться.





  1. Упражнение с ленточным дождем.



  1. Глубоко вдохнуть через нос (счет до 10) и продолжительно подуть (счет до 10) на ленты «ленточного дождя». Установка: ленты должны зашевелиться.

  2. То же самое, но и вдох, и выдох через рот.



5. Упражнение «Клубочек».

1.Глубоко вдохнуть через нос (счет до 10) и продолжительно выдохнуть через рот (счет до 10), одновременно разматывая клубочек ниток

2. То же самое, но и вдох, и выдох через рот.

III. Упражнения, направленные на расслабление отдельных групп мышц.

В основе лежит релаксация Джейкобсона (релаксация с предварительным напряжением).

Все упражнения выполняются на уровне предельного мышечного напряжения с последующим максимально полным расслаблением.


  1. Указательным пальцем правой потянуть на себя большой палец левой руки. Он в это время сопротивляется изо всех сил.

  2. С предельной силой напрячь правую руку, подержать некоторое время, задержать дыхание, а потом, максимально расслабив, «бросить» ее вниз, выдохнуть. То же самое проделать и с левой рукой.

  3. С силой напрячь верхнюю часть грудной клетки, подняв плечи вверх, подержать некоторое время, задержать дыхание, а потом, максимально расслабив, опустить плечи вниз, «обмякнуть».

  4. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Левая рука должна максимально сопротивляться. Руки поменять.

  5. Согнутыми пальцами правой руки с усилием давить на ладонь левой руки, которая должна максимально сопротивляться.

  6. Зажать левую ладонь в кулак. Правой рукой стараться разжать кулак, который максимально сопротивляется. Руки поменять.

  7. Упр. «Олень». Поднять кисти рук над головой, имитируя рога оленя. С силой напрячь кисти рук, дыхание задержать. Максимально, расслабив, кисти рук «бросить» их вниз, продолжительно выдыхая ( «Олень сбросил рога»).

  8. Упр. «Воздушный шар». Сильно надуть щеки, максимально напрячь все тело ( установка: «надули шар»), задержать дыхание. Затем учитель быстро дотрагивается каждому до щеки карандашом (установка: «ткнули иголкой»). Дети медленно выдыхают, расслабляя постепенно все тело. Ложатся на парты, глаза закрывают (установка: «шар лопнул, осталась только тряпочка»).



IV. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук и координированности движений, развитие межполушарного взаимодействия, межполушарных комиссур и синхронизации работы полушарий.



  1. Интегративное упражнение «Бабочки».



Оснащение: носовые платочки или кусочки ткани разного размера. прищепки разноцветные.

Ход: платочек лежит на столе в развернутом виде.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний пошли по диагонали по поверхности платка до верхнего угла. Каждый шаг пальцев образует складочку и присоединяет ее к большому пальцу. Сначала делается одной рукой, потом другой, потом обеими одновременно.

В конце упражнения проводится дыхательная гимнастика ( дети дуют на своих бабочек, пытаясь сдуть их с места).



  1. Интегративное упражнение «Составим картину».



Оснащение: геометрические фигуры из пластика или цветного картона, разноцветные прищепки.

Ход: на геометрические фигуры вешаются прищепки так, чтобы получилось чье-нибудь конкретное изображение (бабочка, елочка, туча с дождем и др.) Можно составить целую картинку.



  1. Интегративное упражнение «Гирлянда для Нового года».



Оснащение: разноцветные носовые платки или кусочки ткани разной фактуры и размера по несколько штук на каждого.

Ход: платочки последовательно связываются между собой за уголки. После выполнения развязываются (на скорость). Упражнение можно усложнить при наличии времени, если предложить детям предварительно ощупывать кусочки ткани с закрытыми глазами и выбирать нужный по инструкции учителя («возьми самый маленький кусочек ткани, к нему привяжи самый тонкий, к нему самый мягкий, гладкий и т.д.) Таким образом можно давать отдых глазам, развивать мелкую моторику, кинестетическую чувствительность и стререогноз, а также развивать слуховое восприятие и память.



  1. Интегративное упражнение «Сушим белье».



Оснащение: индивидуальные веревочки, кусочка ткани, прищепки разных цветов.

Ход: детям предлагается повесить как можно быстрее «белье» на веревочки с помощью прищепок. Упражнение выполняется в парах: один держит веревочку, натягивая ее, другой вешает «белье». Потом дети меняются. Упражнение можно усложнить, добавив элемент хромотерапии (цветовая дифференциация ткани и прищепок), а также добавив элемент пространственных ориентировок («синий кусочек ткани повесь справа от красного, а желтый между белым и зеленым»). В конце упражнения проводится дыхательная гимнастика «Ветерок» (дети поочередно с усилением и ослаблением дуют на «развешенное белье», а учитель контролирует правильность выполнении дыхательных упражнений).



  1. Упражнение «Ловкий повар».

Это упражнение можно использовать при наличии времени, так как оно требует определенной подготовки и оснащения. Детям предлагаются две баночки или небольшие стаканчики, две чайные ложечки, мешочки с мелкой крупой. Детям необходимо из мешочка крупу насыпать в баночки, перенося ее в чайных ложках. Упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно. Необходимо следить за тем, чтобы как можно меньше просыпалось крупы.



V. Динамические и расслабляющие упражнения для рук.



  1. Неторопливое перебирание руками лент «ленточного дождя».

  2. Пересыпание, перебирание руками песка, камней.

  3. Работа с индивидуальными мешочками, наполненными предметами, разными по фактуре (шишки, орехи, кубики, палочки, клубочки, камешки, мелкие игрушки, семечки, пуговицы и др).

  4. Массаж активных точек с помощью шишек, карандашей, орехов. Можно проводить эту работу в паре: один ребенок катает шишку другому по спинке, одновременно массируя свою руку. Потом дети меняются.






  1. Упражнения с использованием пособия интегративного характера «Сенсорный обруч».



Оснащение: большой обруч, по всей окружности которого привязаны ленты из различного материала, цвета, длины. Это: разноцветные атласные ленты длинные и короткие, узкие и широкие, вязаные ленты, веревочки разной длины, ленты из нанизанных на веревочку макаронин, пуговичные ленты, веревки с разным количеством узелков на них, ленты из бус, косы, сплетенные из лент и веревок, бумажные ленты и др.

Ход: вариантов работы с данным пособием множество. Двое детей держат обруч на определенном уровне, один ребенок садится на стул в центре его так, чтобы ленты оказались вокруг него. По инструкции учителя ученик с закрытыми глазами отыскивает путем ощупывания нужную ленту. Можно изменить инструкцию, предложив ребенку найти с открытыми глазами определенную ленту, взять ее в руку, а потом, искать другие ленты относительно этой, например: « Найди ленту пятую вправо от той, которую держишь, определи ее соседа, скажи из чего она сделана».

Можно предложить ребенку среди всех лент найти с закрытыми глазами определенную, например ту, на которой 8 узелков, или ту, которая самая тонкая.

Упражнение разнонаправленное по целям, развивает множество процессов, и в то же время, позволяет на время отвлечься от основной темы урока, и тем самым обеспечить разгрузку учащимся.

Список литературы.

1. Методические рекомендации по здоровьесберегающей организации учебного процесса в начальной школе / Авт-сост. Н.А. Антипова, Л.В. Дробышева.-Ставрополь: СКИПКРО, 2001г.

2. Лопухина И. С. Логопедия-речь, ритм, движение.- Спб.: Дельта,1997.



  1. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.- М.: 1994.

  2. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: 1990.

  3. Развитие сенсомоторных и психофизиологических процессов у младших школьников.- Авторская программа специального интегрированного курса. Автор-составитель Назаренко И. В.

  4. Психомоторная гимнастика с элементами логоритмики.- Авторская программа коррекционного специального курса. Автор-составитель Назаренко И. В.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы.-М: «АРКТИ», 2003г.

  6. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999г.

  7. Соловьев Г.М. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края.- Ставрополь, Сервисшкола, 2003г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница