Пояснительная записка. Требования к студентам



Скачать 263.99 Kb.
Дата11.10.2017
Размер263.99 Kb.
ТипПояснительная записка



I. Пояснительная записка.
Требования к студентам:

  • предшествующий уровень образования студента – среднее (общее) образование, среднее специальное образование; для образовательной программы второго образования – высшее образование.


Аннотация:

Один из компонентов здоровья - психическое здоровье, основой которого является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. Потребность в сохранении и повышении уровня здоровья, в частности, посредством здорового образа жизни, к сожалению, далеко не у всех людей сформирована. Важную часть психического здоровья человека занимают социальное поведение, продуктивность труда, межличностные отношения, личностные ценности, творчество, эволюция личности, возможности реализации ее духовного и интеллектуального потенциала. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов, здоровье – есть динамический процесс. Это в полной мере относится к психическому здоровью.

Психологии здоровья как раздел психологии является междисциплинарной областью знаний, использующей теоретические концепции и практические предложения, разработанные в области клинической и социальной психологии, поведенческой медицины, психиатрии, общественного здоровья. В психологии здоровья рассматриваются различные функции, в основном - профилактика и реабилитации, ориентированные на биопсихосоциальной модели здоровья.

Учебная программа по психологии здоровья освещает психологические проблемы сохранения и повышения уровня здоровья как соматического, так и психического. Особое внимание уделяется различным психологическим аспектам формирования и поддержания здорового образа жизни.


Продолжительность курса:

Дисциплина «Психология здоровья» объемом 108 часов, включая, аудиторные (42 часа) и внеаудиторные (66 часа) занятия, изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом..

Курс «Психология здоровья» составляет 42 часа, из них 22 час – лекции и 20 час - практические занятия.
Цель курса: Ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями психического здоровья как сложного и многогранного явления и понятия, с мерами и методами сохранения и повышения уровня психического и соматического здоровья.

Данный курс позволяет расширить представления о связи соматического и психического здоровья, о внутренних (психических) и внешних (социальных) факторах, вызывающих позитивные или негативные изменения в состоянии здоровья, знакомит с психологическими методами сохранения и повышения здоровья.

Изучение курса «Психология здоровья» позволят студентам приобрести общетеоретические знания и практически овладеть навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебная программа по «психологии здоровья» составлена на основе требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Психология».


Учебная задача дисциплины

Общая задача курса: ознакомить студентов с основными направлениями работы психолога в области психологии здоровья.

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

  • понятийный аппарат дисциплины (здоровье, психическое здоровье, профилактика, реабилитация и др.),

  • теоретический материал дисциплины: различные теоретические концепции психологии, позволяющие интерпретировать различные феномены в области психологии здоровья;

уметь:

  • использовать теоретический материал, полученный при овладении дисциплиной в практической деятельности психолога;

  • уметь проводить диагностическое обследование с целью разработки индивидуальной или групповой программы, направленной на сохранение или повышение уровня здоровья здоровых и больных;

иметь представление:

- о сущности теоретических концепций психологии и других наук в области здоровья;

- о закономерных связях соматического и психического здоровья,

- о мерах и методах, позволяющих сохранять, прежде всего, психическое здоровье человека;



обладать навыками:

- комплексного анализа состояния психического здоровья.



Формы работы студентов:

  • Посещение лекционных занятий, активное участие в семинарских занятиях.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по клинической и социальной психологии, психологии личности, психофизиологии, психологии развития и возрастной психологии и других разделов психологии;

  • подготовка докладов (написание реферата) и выступлений на семинарские занятиях.

Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях (доклады, анализ научных фактов, современных публикаций и т.д.) и две контрольные работы

  • итоговый контроль: осуществляется в форме экзамена для специалистов и зачета для бакалавров.



Знания студентов оцениваются по десятибалльной шкале:
Формирование итоговой оценки.

Основой итоговой оценки является результирующая оценка.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля.. Она представляет сумму оценок всех форм контроля, каждая из которых умножена на определенный коэффициент.

Коэффициент определяет вес каждой оценки в итоговой оценке :



  • оценка за выступления и участие в дискуссиях на семинарских занятиях составит 0,4 итоговой оценки;

  • оценка одной контрольной работы – 0,3 итоговой оценки.

Если студент согласен с результирующей оценкой. Она становится итоговой и проставляется в ведомость.

Если студент не набрал необходимого количества баллов или не согласен с результирующей оценкой, он сдает экзамен (зачет). В этом случае итоговая оценка будет представлять сумму оценок:

накопленной оценки , умноженной на 0,6, и оценки итогового контроля, умноженной на 0,4.
При зачете :

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – не аттестация предмета.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Темы лекционных занятий
Тема 1. Введение в психологию здоровья

Психология здоровья как раздел психологии. Двоякое понимание психологии здоровья. Узкое и широкое определение психологии здоровья. Междисциплинарная основа психологии здоровья - связь с клинической и медицинской психологией, психиатрией, поведенческой медициной, общественным здравоохранением. Функции психогигиены в психологии здоровья. Первичная, вторичная и третичная психопрофилактика. Задачи психогигиены и психопрофилактики. Роль психотерапии и социально-психологической реабилитации в сохранении здоровья.


Тема 2. Здоровье человека и его составляющие

Историческая эволюция понятия здоровья и болезни. Определения понятия «здоровье» и различные стороны этого понятия. Медико-биологическая, психологическая и социальная сущности здоровья. Понятие здоровья как динамического процесса. Ресурсы здоровья. Индивидуальное здоровье и его составляющие. Потенциал индивидуального здоровья. Общественное здоровье. Характеристика составных частей медицины и их различная роль в сохранении здоровья. Понятие образа жизни и его компоненты. Роль уровня, качества, стиля и уклада жизни в формировании и поддержании определенного образа жизни. Здоровый образ жизни. Группы факторов риска, влияющих на здоровье. Этиология, патогенез, патологический процесс, патологическое состояние. Периодизация течения болезни и её исходы. Социально-значимые заболевания и стадии социализации болезни. Норма и нормативы применительно к диагностике болезни и здоровья. Статистические, идеальные, социальные, субъективные и функциональные норма здоровья.


Тема 3. Психическое здоровье и психические расстройства

Особенности психического здоровья в отличие от общего понятия здоровья и соматического здоровья. Определение, компоненты и критерии психического здоровья. Качество психического здоровья. Континиум «норма – патология» и «здоровье – болезнь» в понимании психического здоровья. Историческая динамика парадигмы душевной (психической) болезни. Модели психической болезни. Психологические, социальные, гуманистические и другие концепции психических расстройств. Этиология психических расстройств. Уязвимость и резилентность. Фазы течения и исход психических расстройств.


Тема 4. Психологические механизмы сохранения психического здоровья здоровых

Здоровое поведение и роль здорового. Назначение эго-защитных механизмов (психологической защиты) и их формирование. Психологическая защита как регулятор здорового поведения. Особенности различных видов психологических защит и границы их использования с позиций эффективности в поддержании психического здоровья. Понятие стресса и особенности психологического стрессора. Копинг-поведение как активный механизм сохранения психического здоровья. Копинг-стратегии и копинг-ресурсы. Пути позитивного воздействия социальных отношений и поддержки на формирование копинг-поведения.



Тема 5. Психологические механизмы сохранение психического здоровья больных

Роль больного и больное поведение. Психологическое восприятие болезни, этапы формирования внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни как психологический защитный механизм. Особенности применения эго-защит у больных. Совладение с болезнью как вариант копинг-поведения. Роль межличностных отношений (врач – больной) в совладении с болезнью. Характеристика различных реакций больных на заболевание (нозогнозий). Виды психологического вмешательства с целью коррекции нозогнозий.


Тема 6. Роль профилактики и реабилитации в сохранении психического здоровья

Понятие здоровой личности в различных психологических теориях. Цели психологической профилактики как системы мероприятий сохранения и повышения уровня здоровья. Специфическая и неспецифическая психопрофилактика. Разновидности факторов риска возникновения психических расстройств. Методы психологического вмешательства с профилактическими целями (информирование, консультирование, тренинги, интервенции, ориентированные на окружение, кризисные интервенции). Специфические профилактические программы. Реабилитационная психология. Психологическая характеристика различных видов реабилитации.


Тема 7. Значение саморегуляции и модуса принятия решений в здоровом поведении.

Роль саморегуляции и адекватного принятия решений в здоровом поведении. Воля как сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей в достижении цели, и её функции. Локус контроля и волевые качества личности. Проявление воли в условиях риска. Процедура принятия решения. Аспекты выработки и принятия решений. Классификация типов принятия решений. Компоненты саморегуляции личности. Связь саморегуляции с потребностями. Модели саморегуляции (П.К. Анохина и др.). Методики тренировки волевых качеств и саморегуляции.


Тема 8. Формирование здорового образа жизни и психологическая коррекция нездоровых форм поведения

Потребности и мотивы в формировании образа жизни. Социально-психологические аспекты образа жизни. Адекватная и неадекватная медицинская активность. Обращение в разные системы медицинской помощи как показатель медицинской активности. Причины низкой медицинской активности и пути ее коррекции. Психологическая удовлетворенность в семье как фактор здорового образа жизни. Характеристика семей с низкой психологической удовлетворенностью членов семьи. Пути коррекции семейных отношений. Психологическая удовлетворенность работой (учебой) как показатель здорового образа жизни. Нарушения межличностных отношений и отношений индивида с группой, дестабилизирующие здоровый образ жизни, коррекция этих отношений. Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных нормативных систем и социальных отклонений. Девиантное поведение и характеристика отдельных видов такого поведения (аддиктивное, антисоциальное, суицидное, фанатическое, конформистское и др.). Роль семейного воспитания в формирование различных видов девиантного поведения. Сексуальные девиации. Профилактика отклоняющегося поведения. Психологические аспекты поддержания оптимальной двигательной и физической активности. Психологические аспекты рационального питания. Психологическая оценка вреда модных диет. Коррекция нездорового пищевого поведения. Соблюдение режима труда и отдыха как необходимое условие поддержания психического здоровья.


Темы семинарских занятий
Семинар 1. Введение в психологию здоровья

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Психология здоровья как раздел психологии.

  2. Связь психологии здоровья с другими науками и разделами психологии.

  3. Функции психогигиены в психологии здоровья.

  4. Первичная, вторичная и третичная психопрофилактика.

  5. Задачи психогигиены и психопрофилактики.

  6. Роль психотерапии и социально-психологической реабилитации в сохранении здоровья.


Семинар 2. Здоровье человека и его составляющие

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Определения понятия «здоровье».

  2. Здоровья как динамический процесс

  3. Индивидуальное здоровье и его составляющие.

  4. Общественное здоровье.

  5. Разная роль составных частей медицины в сохранении здоровья.

  6. Понятие образа жизни и его компоненты. Здоровый образ жизни.

  7. Группы факторов риска, влияющих на здоровье.

  8. Этиология, патогенез, патологический процесс, патологическое состояние.

  9. Периодизация течения болезни и её исходы.

  10. Социально-значимые заболевания и стадии социализации болезни.

  11. Норма и нормативы применительно к диагностике болезни и здоровья.


Семинар 3. Психическое здоровье и психические расстройства

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Особенности психического здоровья, его компоненты, критерии. и качество.

  2. Континиум «норма – патология» и «здоровье – болезнь»

  3. Историческая динамика парадигмы психических расстройсств.

  4. Модели психической болезни.

  5. Различные концепции психических расстройств.

  6. Этиология психических расстройств. Уязвимость и резилентность.

  7. Фазы течения и исход психических расстройств.


Семинар 4. Психологические механизмы сохранения психического здоровья здоровых

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Здоровое поведение и роль здорового.

  2. Назначение эго-защитных механизмов и их формирование.

  3. Психологическая защита как регулятор здорового поведения.

  4. Эффективность психологических защит в поддержании психического здоровья.

  5. Понятие стресса и особенности психологического стрессора.

  6. Копинг-поведение как активный механизм поддержания психического здоровья.

  7. Роль социальных отношений и поддержки на формирование копинг-поведения


Семинар 5. Психологические механизмы сохранение психического здоровья больных

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Роль больного и больное поведение.

  2. Этапы формирования внутренней картины болезни.

  3. Внутренняя картина болезни как психологический защитный механизм.

  4. Особенности применения эго-защит у больных.

  5. Совладение с болезнью как вариант копинг-поведения.

  6. Роль межличностных отношений (врач – больной) в совладении с болезнью.

  7. Характеристика нозогнозий.

  8. Виды психологического вмешательства с целью коррекции нозогнозий.


Семинар 6. Роль профилактики и реабилитации в сохранении психического здоровья

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Понятие здоровой личности в различных психологических теориях.

  2. Цели психологической профилактики

  3. Специфическая и неспецифическая психопрофилактика.

  4. Факторов риска возникновения психических расстройств.

  5. Методы психологического вмешательства с профилактическими целями

  6. Реабилитационная психология.

  7. Психологическая характеристика различных видов реабилитации.


Семинар 7. Значение саморегуляции и модуса принятия решений в здоровом поведении

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Роль саморегуляции и адекватного принятия решений в здоровом поведении.

  2. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности и поведения.

  3. Проявление воли в условиях риска.

  4. Процедура принятия решения. Аспекты выработки и принятия решений.

  5. Классификация типов принятия решений.

  6. Компоненты саморегуляции личности.

  7. Модели саморегуляции.

  8. Методики тренировки волевых качеств и саморегуляции.


Семинар 8. Формирование здорового образа жизни и психологическая коррекция нездоровых форм поведения

Темы для обсуждения (темы докладов)

  1. Адекватная и неадекватная медицинская активность.

  2. Обращение в разные системы медицинской помощи как показатель медицинской активности.

  3. Причины низкой медицинской активности и пути ее коррекции.

  4. Психологическая удовлетворенность в семье как фактор здорового образа жизни.

  5. Пути коррекции семейных отношений с целью повышения психологической удовлетворенностью в семье.

  6. Психологическая удовлетворенность работой (учебой) как показатель здорового образа жизни.

  7. Социальная норма и социальные отклонения, социальные нормативные системы.

  8. Характеристика аддиктивного поведения, профилактика и пути коррекции.

  9. Криминальное и деликвентное поведение, профилактика и пути коррекции

  10. Суицидное поведение, профилактика и пути коррекции

  11. Фанатическое поведение, профилактика и пути коррекции

  12. Конформистское, нарцистическое, аутистическое поведение, профилактика и пути коррекции.

  13. Роль семейного воспитания в формирование девиантного поведения.

  14. Психологические аспекты поддержания оптимальной двигательной активности.

  15. Психологические аспекты рационального питания. Коррекция нездорового пищевого поведения.

  16. Соблюдение режима труда и отдыха как необходимое условие поддержания психического здоровья.



III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ
Тестовый материал контрольных работ:

Составитель: Сапова Н.И., профессор кафедры психологии, д.м.н., проф.



Контрольная работа 1:

  1. Психология здоровья предусматривает:

а) реабилитацию

б) выявление форм поведения, повышающих риск заболевания

в) поиск экономических ресурсов для охраны здоровья

г) профилактику

2. Функциями в области психологии здоровья являются

а) функции профилактики

б) функции консультирования

в) функции гигиены

г) посреднические функции

3. На каком этапе динамики здоровья применяются меры вторичной профилактики?

а) на этапе оценки факторов риска расстройств

б) при хроническом течении болезни

в) на этапе развившихся расстройств

г) на протяжении всего периода заболевания

4. Здоровье это:

а) только отсутствие болезней

б) физическое здоровье

в) социальное благополучие

г) хорошее самочувствие

5. Отметьте в процентах влияние групп факторов риска заболеваний и расстройств

а) состояние здравоохранения

б) внешняя среда

в) генетический риск

г) образ жизни

6.Показателями здорового образа жизни являются

а) рациональное питание

б) хорошие жилищные условия

в) высокая медицинская активность

г) высокий социальный статус

7. Компонентами (видами) индивидуального здоровья являются

а) продолжительность жизни

б) сексуальное здоровье

в) соматическое здоровье

г) частота заболеваний

8.К показателям общественного здоровья относятся

а) физическое здоровье

б) рождаемость

в) заболеваемость

г) материальная база здравоохранения
9.Критериями хорошего психического здоровья являются

а) адекватность восприятия реальности

б) самоактуализация

в) хорошее настроение

г) отсутствие головных болей
10. Для здорового человека с психологической точки зрения характерно

а) отсутствие болей

б) роль здорового

в) здоровое поведение

г) хорошее самочувствие

11. Какая концепция психических расстройств принята большинством исследователей?

а) биомедицинакая

б) болезненно измененной психики

в) биопсихосоциальная модель

г) психосоциальная модель

12. Психологическая защита это

а) активно-оборонительная форма реагирования

б) по преимуществу, бессознательные защитные механизмы

в) пассивно-оборонительная форма реагирования

г) защитные механизмы, сформированные исключительно в детстве

13. Виды психологической защиты направленные против внутренних инстинктивных требований

а) отрицание

б) вытеснение

в) проекция

г) рационализация

14. Наиболее примитивные виды психологической защиты

а) идентификация

б) отрицание

в) регрессия

г) сублимация
15. Условия, при которых психологическая защита является нормальной реакцией

а) редкое прибегание к сложным способам эго-защиты

б) использование одно-двух способов защиты

в) частое использование примитивных защит


16. Имеются ли много различий между физическим и эмоциональным стрессом?

а) да


б) нет

в) это совершенно разные процессы


17. Что отличает психоэмоциональный стресс?

а) отсутствие других стрессоров, кроме эмоционального

б) состояние дезорганизации поведения

в) субъективная оценка угрозы (жизни, здоровью)


18. Копинг-поведение это

а) поведение в ситуации психологической травмы

б) деятельность личности в ситуации стресса

в) деятельность личности по преодолению стрессовых реакций

г) поведение, направленное на оценку стрессора

19. С помощью чего осуществляется копинг-поведение?

а) наличия эго-защитных механизмов

б) наличия копинг-стратегий

в) наличия копинг-ресурсов

г) наличие социальной поддержки

20. Каковы основные функции социальной поддержки в копинг-поведении?

а) посредническая функция

б) информирование

в) эмпатия

г) облегчение адаптации
Контрольная работа № 2


  1. Что предполагает роль больного?

а) предоставление помощи

б) адекватную медицинскую активность

в) демонстрацию беспомощности

г) сострадание со стороны окружающих



  1. Адекватность восприятия болезни заключается в:

а) обращении в парамедицинскую систему

б) попытка самостоятельно справиться с проблемой

в) обращение к медикам

г) обращение к духовникам



  1. Применение каких эго-защит может усугубить состояние больного?

а) идентификация

б) регрессия

в) вытеснение

г) сублимация

4. Какая из перечисленных реакций не является реакцией на болезнь?

а) диссимуляция

б) уход в болезнь

в) симуляция

г) аггравация


  1. Психологическая профилактика включает:

а) усиление личностных протекторных факторов

б) реорганизацию системы здравоохранения

в) уменьшение поведенческих факторов риска

г) организацию рабочего места



  1. Какие методы психологического вмешательства применяются при незначительном и среднем риске психическому здоровью?

а) психотерапия

б) консультирование

в) информирование

г) тренинг



  1. Какие виды реабилитации находятся непосредственно в компетенции психолога?

а) социальная

б) социально-психологическая

в) профессиональная

г) медицинская



  1. Какие аспекты принятия решения напрямую связаны с эмоционально-волевой сферой?

а) логико-психологический

б) формализованный

в) личностный

г) операционный



  1. Цели саморегуляции личности

а ) высокий социальный статус

б) удовлетворение физических потребностей

в) устойчивость личности

г) успешная самореализация

10. В состав афферентного синтеза (концепция П.К. Анохина) входят:

а) использование памяти

б) акцептор действия

в) доминирующая мотивация

г) пусковая афферентация
11. Медицинская активность включает:

а) заботу о здоровье близких

б) повышение профессионального уровня

в) обращение в медицинские учреждения

г) поведение при лечении

12. Причины низкой медицинской активности:

а) недоступность медицинской помощи

б) гипонозогнозия

в) отсутствие социальной поддержки

г) самолечение

13. Дисгармоничные семьи

а) педагогически несостоятельные

б) многодетные семьи

в) с ребенком-инвалидом

г) в состоянии разрыва супружеских отношений

14. Психологическая неудовлетворенность работой (учебой) может быть вызвана:

а) манипулирующим поведением руководителя (учителя)

б) плохим устройством рабочего места

в) моббингом

г) отсутствием внешнего контроля

15. Нарушения в какой социальной нормативной системе обусловливают суицид?

а) право


б) религиозные нормы

в) мораль

г) политические нормы

16. С каким девиантным поведением часто сочетается фанатическое поведение?

а) аддиктивным

б) деликвентным

в) суицидным

г) конформистским

17. Какие способы аддикции не вызывают физическую зависимость?

а) злоупотребление алкоголем

б) гемблинг

в) употребление наркотиков

г) карточная игра

18. От чего зависит при прочих равных условиях работоспособность?

а) от профессиональной подготовленности

б) от социального статуса

в) от мотивации

г) от уровня утомления

19. Гипокинезия отрицательным образом сказывается главным образом на:

а) тонусе мышц

б) сенсорном восприятии

в) отношениях с окружающими

г) эффективности мышления

20. Основные причины нездорового пищевого поведения

а) традиции и обычаи

б) пропаганда утрированного идеала стройности

в) использование модных диет с целью профилактики заболеваний

г) недовольство видом пищи


Вопросы к итоговому контролю.


  1. Психология здоровья как раздел психологии.

  2. Связь психологии здоровья с другими науками и разделами психологии.

  3. Функции и задачи психогигиены в психопрофилактики.

  4. Роль психотерапии и социально-психологической реабилитации в сохранении здоровья.

  5. Здоровья как динамический процесс

  6. Индивидуальное здоровье и его составляющие.

  7. Общественное здоровье.

  8. Понятие образа жизни и его компоненты.

  9. Здоровый образ жизни.

  10. Этиология, патогенез, патологический процесс, патологическое состояние, периодизация течения болезни и её исходы.

  11. Социально-значимые заболевания и стадии социализации болезни.

  12. Норма и нормативы применительно к диагностике болезни и здоровья.

  13. Особенности психического здоровья, его компоненты, критерии и качество.

  14. Историческая динамика парадигмы психических расстройсств.

  15. Модели и концепции психических расстройств.

  16. Фазы течения и исход психических расстройств.

  17. Здоровое поведение и роль здорового.

  18. Психологическая защита как регулятор здорового поведения.

  19. Эффективность психологических защит в поддержании психического здоровья.

  20. Копинг-поведение как активный механизм поддержания психического здоровья.

  21. Роль больного и больное поведение.

  22. Внутренняя картина болезни как психологический защитный механизм и этапы ее формирования.

  23. Особенности применения эго-защит и копинг-стратегий у больных.

  24. Характеристика нозогнозий и их кооррекция.

  25. Понятие здоровой личности в различных психологических теориях.

  26. Цели психологической специфической и неспецифической профилактики

  27. Методы психологического вмешательства с профилактическими целями

  28. Реабилитационная психология.

  29. Психологическая характеристика различных видов реабилитации.

  30. Роль саморегуляции и адекватного принятия решений в здоровом поведении.

  31. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности и поведения.

  32. Процедура, аспекты выработки и принятия решений.

  33. Классификация типов принятия решений.

  34. Модели саморегуляции.

  35. Методики тренировки волевых качеств и саморегуляции.

  36. Адекватная и неадекватная медицинская активность.

  37. Обращение в разные системы медицинской помощи как показатель медицинской активности.

  38. Причины низкой медицинской активности и пути ее коррекции.

  39. Психологическая удовлетворенность в семье как фактор здорового образа жизни.

  40. Пути коррекции семейных отношений.

  41. Психологическая удовлетворенность работой (учебой) как показатель здорового образа жизни.

  42. Социальная норма и социальные отклонения, социальные нормативные системы.

  43. Характеристика аддиктивного поведения, профилактика и пути коррекции.

  44. Криминальное и деликвентное поведение, профилактика и пути коррекции

  45. Суицидное поведение, профилактика и пути коррекции

  46. Фанатическое поведение, профилактика и пути коррекции

  47. Конформистское, нарцистическое, аутистическое поведение, профилактика и пути коррекции.

  48. Роль семейного воспитания в формирование девиантного поведения.

  49. Психологические аспекты поддержания оптимальной двигательной активности.

  50. Психологические аспекты рационального питания. Коррекция нездорового пищевого поведения.


1Y. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Базовый учебник:

  1. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология: учебник. – СПб.: Питер, 2004.


Основная литература:

  1. Психология: учебник /под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ. 1990

  2. Айзенк Г. Айзенк М. Исследования человеческой психики – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

  3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. - М.: Медицина, 1993.

  4. Амбрумова А.Г., Бородин С.В. Предупреждение самоубийств. – М.: Правда, 1980..

  5. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб.: СПбГУ, 1998

  6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Наука, 1968.

  7. Апанасенко Г. Л. , Л. А. Попова Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 1998.

  8. Асанова Н. К. Профилактика насилия – М.: ВЛАДОС, 1997..

  9. Афанасьев В.С, Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества – СПб.: ИС РАН, 1995.

  10. Бауман У, Перре М. Клиническая психология. – СПб: Питер. 2001.

  11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность – М.: Наука, 1990.

  12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1978.

  13. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. – Рязань: Стиль, 1997.

  14. Братусь Б.С. Аномалии личности – М.: Мысль, 1998.

  15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.- СПб.: Питер, 2000

  16. Гилинский Я. И. Девиантность и социальный контроль в России (19–20 вв.): тенденции и социологическое осмысление. – СПб.: Алетейя, 2000.

  17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988.

  18. Гройсман А.Л. Медицинская психология: лекции для врачей. – М.: Магистр, 1995.

  19. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования - СПб.: СПбГУ, 2000

  20. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

  21. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции.// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

  22. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб: б.и., 1998.

  23. Квасенко. А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980.

  24. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. – М.: Медицина, 1980.

  25. Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.

  26. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск: Беларусь, 1988.

  27. Крейг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

  28. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 1989.

  29. Лебединский М.С, Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.

  30. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Госполитиздат, 1975.

  31. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков - Л.: Медицина, 1983.

  32. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, Питер, 1997.

  33. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: учебник - М.: Медицина, 1989.

  34. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

  35. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960.

  36. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2000

  37. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

  38. Порыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб.:Изд-во МПбГУП, 2003

  39. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. .

  40. Пушкина Т.П. Медицинская психология: учебник – Новосибирск: изд-во НГУ, 1996.

  41. Реан А. А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер, 2000.

  42. Реан А. А. Психологическая служба школы. – СПб.: Питер, 1993.

  43. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2002

  44. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. - Саратов: изд-во Саратовского педагогического института. – 1997.

  45. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях, учебное пособие – СПб., 1999.

  46. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. – М.: Юрид. лит., 1989.

  47. Социология /под ред. П.С. Емшина и др. – СПб.: Питер, 2004

  48. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2005.

  49. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы - пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  50. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – Минск: Попурри, 1997.

  51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер Ком, 1997.

  52. Шапинский В. А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль – Ростов-н/Д: Изд-во РГПИ, 1997.




  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)

№ п/п


Наименование тем



Аудиторные часы

Формы контроля

Сам. работа



Всего часов

Лекции

Семинары.

Всего



Тема 1. Введение в психологию здоровья

2

1

3




4

7



Тема 2. Здоровье человека и его составляющие

4

4

8




12

20



Тема 3. Психическое здоровье и психические расстройства

2

2

4




8

12



Тема 4. Психологические механизмы сохранения психического здоровья здоровых

2

2

4




8

12



Тема 5. Психологические механизмы сохранение психического здоровья больных

2

3

5




8

13



Тема 6. Роль профилактики и реабилитации в сохранении психического здоровья

2

2

4




7

11



Тема 7. Значение саморегуляции и модуса принятия решений в здоровом поведении.

2

2

4




7

11



Тема 8. Формирование здорового образа жизни и психологическая коррекция нездоровых форм поведения

6

4

10




12

22

9

Итого

22

20

42




66

108

10

Текущий контроль







Контрольная работа




11.

Итоговый контроль







Экзамен (зачет)



Автор программы Н.И.Сапова





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница