Неоинституциональная экономическая теория



Pdf просмотр
страница1/21
Дата04.02.2019
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное пособие
Москва – 2005
УДК 330 (075.8)
ББК 65.01
Н52
Рецензенты: д.э.н., проф. Л.П. Павлова (Финансовая академия при Правительстве РФ) д.э.н., проф. М.И. Суворова (МГУ им. М.В. Ломоносова) д.э.н., проф. Л.С. Шаховская (Волгоградский государственный технический университет)
Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие /Н52 Под ред.
В.В. Разумова. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. 338 с.
В пособии представлены и проиллюстрированы примерами из российской практики основные положения современной неоинституциональной теории. Особое внимание уделяется фирме и ее поведению в условиях неопределенности и высоких трансакционных издержек. На макроуровне рассматриваются проблемы экономического развития и эффективного политического рынка как необходимой предпосылки роста экономики.
Учебное пособие адресовано студентам всех специальностей очной и заочной форм обучения, аспирантам, преподавателям и широкому кругу читателей, интересующихся экономической теорией.
Сведения об авторах
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности институционализма как экономической школы



Глава 2. Институты, институциональная структура и права собственности
Глава 3. Трансакционные издержки
Глава 4. Риски, неопределенность, асимметрия информации
Глава 5. Неоинституциональная теория фирмы
Глава 6. Организационная структура бизнеса
Глава 7. Неоинституциональная политэкономия
Библиография:
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Словарь терминов
Карамова Ольга
Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория»
Биографическая
«вставка» -
Дж. Бьюкенен (гл. 7),
Т. Веблен (гл. 1),
Р. Коуз (гл. 1), Ф.
Найт (гл. 4),
О. Уильямсон (гл. 3)
Касьянова Алла
Константиновна кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория»
Словарь терминов
Колодняя Галина
Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория»
Глава 5, 6.
Ованесова Карина аспирант кафедры «Экономическая теория»
Биографическая
«вставка» -
А. Алчиан (гл. 5), Г.
Таллок (гл. 7)
Разумов
Владислав
Владиславович кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория»
Введение,
Биографическая
«вставка» -
Д. Норт (гл. 2), Дж.
Стиглер (гл. 4),


Р. Фогель (гл. 2), К.
Эрроу (гл. 4),
Глава 2, 3, 4, 7.
Соколинский
Вадим
Михайлович доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория»
Глава
Введение
Отечественная экономическая мысль за последние два десятилетия переживает уже вторую революцию. В результате первой произошел отказ от господствовавшей некогда марксистской школы. «Власть» надежно и, как казалось, навсегда взяла в свои руки неоклассическая теория. Доказав свою универсальность и прочную связь с экономической практикой, «неоклассика » настолько увлекла собой российских экономистов, что обо всех остальных направлениях в экономической мысли (в том числе и о марксизме) фактически было забыто.
Однако прошло совсем немного по научным меркам времени, и с Запада пришло новое мощное течение – неоинституционализм. Вопреки некоторым прогнозам, появление
«конкурента» не смогло полностью изменить расстановку сил в экономической теории:
«неоклассика» и сегодня остается во главе «основного течения», однако динамичной и современной неоинституциональной школе удалось потеснить ее и отвоевать свою законную «нишу». Позиция авторов заключается в том, что в данных условиях российским ученым не следует «дрейфовать» от одного берега к другому. Напротив, необходимо постепенно переосмысливать и укреплять свою, отечественную экономическую школу, включая в нее все наиболее ценное из любых других течений экономической мысли. Данная работа представляет собой определенный шаг в этом направлении: в нее вошли многие интересные разработки ученых Финансовой академии при Правительстве РФ.
Итак, настоящее учебное пособие ставит своей целью осветить основные положения неоинституциональной школы, а также ответить на вопрос о том, какое место отводится каждой из теорий в экономической науке. Одновременно авторы учебного пособия преследовали две более прикладные цели. Во-первых, придать книге практическую направленность. Предметом должен был стать не институционализм вообще, а институционализм как один из перспективных способов познания и преобразования экономической практики. Именно в таком стиле, по мнению авторов, следует преподавать экономическую науку будущим менеджерам и работникам финансовой сферы. Во-вторых, необходимо было уделить повышенное внимание проблемам переходной экономики, извлечь из неоинституциональной теории самое ценное именно для российских условий, чтобы максимально содействовать тем, кто намерен жить и работать в России. В будущих изданиях данной книги (мы надеемся, что они последуют) эта цель станет основной.
Другая особенность учебного пособия – наличие небольших вставок, отражающих творческую биографию некоторых известных экономистов, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие современной теории фирмы, информации, трансакционных издержек и общественного выбора. Авторы выражают надежду, что эти сведения с интересом будут восприняты читателями, и в дальнейшем эта линия также будет продолжена.


КАФЕДРА «Экономическая теория
НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИ
Учебное пособие
Москва – 2005
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
1.1. Традиционный институционализм как оппонирующее направление

1.2. Современный институционализм: пучок актуальных теорий
1.3. «Неоинституционализм» и «неоклассика»: за кем будущее?
1.1. Традиционный институционализм как оппонирующее
направление

Конкуренция в сфере науки
Развитие экономической теории – интересный и в то же время сложный творческий процесс.
В нем отражаются, по сути, два аспекта: познание обществом окружающего мира, с одной стороны, и стремление творческой личности (автора той или иной теории) к самореализации, к «творческой экспансии» – с другой.
В свою очередь, «поведение» ученого проявляется также в различных вариантах. Наиболее типичный путь – формирование исследователем исходной концепции. Выбранный вариант может найти отклик у ряда последователей. Чаще всего, таким образом и возникает научная школа. Дальнейшее углубление исходной концепции проводится на основе подключения к анализу все более широкого спектра факторов. Именно так складывалась доминирующая



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница