Монография Под общей редакцией доктора социологических наук Е. А. Подольской Харьков Издательство нуа 2014



Pdf просмотр
страница1/100
Дата04.02.2019
Размер2.8 Kb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   100

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ В КООРДИНАТАХ
ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ:
ТЕОРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Монография
Под общей редакцией доктора социологических наук Е. А. Подольской
Харьков
Издательство НУА
2014


2
УДК
37.014.24
ББК
74.04(о)ж
О-23
Рекомендовано Ученым советом
Народной украинской академии.
Протокол № 5 от 23.12.2013.
Под общей редакцией д-ра социол. наук Е. А. Подольской
Р е цензе н т ы:
Г. П. Климова – др филос. наук (Национальный юридический университет им. Я. Мудрого);
О. П. Проценко – др филос. наук (Харьковский национальный университет архитектуры и строительства);
В. М. Онищук – др социол. наук (Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова).
А в торс кий кол л е к т и в:
Е. А. Подольская – др социол. наук (предисловие, разд. 3.1 и заключение А. А. Яковлев – канд. социол. наук (разд. 1.1 и Д. В. Подлесный – канд. ист. наук (разд. 1.2); И. С. Нечитайло – канд.
социол. наук (разд. 1.3 и 2.4); Н. В. Шевченко – канд. социол. наук
(разд. 1.4 и 2.3); А. Г. Масалов – канд. филос. наук (разд. Н. Г. Чибисова – канд. филос. наук (разд. 2.2 и 3.4); Т. В. Подольская канд. филос. наук (разд. У монографії розкривається пояснювальний потенціал новітніх теорій освіти, виділяються методологічні орієнтації підвищення якості та конкурентоспроможності освіти в умовах глобалізації та цивілізаційного розвитку світової спільноти, а також тенденції європеїзації освіти в Україні. Освітній процес досліджується з урахуванням модернізаційного дискурсу, вивчаються соціокультурні фактори трансформації освітнього середовища, можливості соціального партнерства у сфері освіти і особливості ідентифікації сучасного студента у контексті постмодернізаційних змін.
Для студентів, магістрантів, аспірантів, викладачів і наукових працівників, для всіх, хто цікавиться проблемами філософії та соціології освіти.
© Народная украинская академия, 2014


3
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество все в большей мере приобретает черты общества знаний, ведь оно развивается на основе процессов производства и использования научных знаний, которые позволяют конструировать новую социальную реальность, ее экономические и ментальные структуры, новый образ жизни человека в условиях цивилизационного развития. В этом контексте актуализируются проблемы изменения социокультурного статуса, функций и новых задач института высшего образования,
выступающего одним из главных производителей и распространителей научных знаний.
Причина внимания к творческому потенциалу высшей школы коренится, с одной стороны, в усилении роли образования в обществе, которое постоянно трансформируется под влиянием глобализации, постмодернизационных сдвигов и рыночных условий, ас другой – в несоответствии современного состояния образования в Украине индивидуальными общественным потребностям. Именно образование фокусирует противоречивый и сложный характер современной эпохи, синтезируя проблемы материального и духовного, общественного и индивидуального, цивилизационного и культурного, национального и общечеловеческого.
Кроме того, глобальные тенденции развития информационной цивилизации, также как и общенациональные потребности украинского общества, связанные сего модернизацией и постепенной интеграцией в единое мировое сообщество, предъявляют новые, несравнимо более высокие требования к выпускникам высших учебных заведений, которые все в большей степени выступают активными и сознательными субъектами общест-


4
венной преобразующей практики. В условиях неустойчивого,
неопределенного, переполненного непрогнозированными рисками мира современный специалист с высшим образованием должен на основе фундаментальных знаний уметь эффективно действовать в нестандартных ситуациях, проявляя максимальную ответственность и не создавая новых рисков.
С целью успешного выполнения этих задач современным высшим учебным заведениям необходимо провести критический аудит своих учебных практик, четко определить принципиальные конструктивные недостатки и осуществлять трансформацию высшего образования в соответствии с новыми потребностями общества. В связи с этим особую значимость приобретают теоретические разработки современных ученых,
в которых обосновываются идеи методологического характера относительно реформирования системы образования, раскрывается эвристический потенциал новых научных подходов к модернизации образования в Украине.
Отдавая должное научной и практической значимости работ,
в которых рассматриваются вопросы образования, следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе отсутствует исчерпывающий анализ возможностей и рисков трансформации образования в условиях глобализационного развития,
не выявлены факторы реализации модернизационного импульса в сфере образования Украины.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью выделения и интерпретации универсальных констант образования, обозначенных в новейших социальных теориях отечественных и зарубежных авторов, на основе которых возможно выстроить порядок взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, обеспечить трансляцию и воспроизводство культурных норм и ценностей в образовательном пространстве
Украины. Обратившись к трудам историков, философов и социологов, авторы данной коллективной монографии пытаются осмыслить жизнедеятельность социального института образования нес позиций учебно-педагогической деятельности, ас позиций социальной потребности в ракурсе цивилизационных

изменений мирового сообщества, в контексте социокультурных преобразований в Украине.
Именно на пересечении культуры и образования становятся узнаваемыми мировоззренческие интерпретации ученых в области определения функций образования и появляется возможность выявить закономерности влияния менталитета и специфики исторического развития страны на процесс реформирования образования. Авторы данного исследования пытаются не столько соотнести функцию образования, обозначенную тем или иным исследователем, с определенной научной парадигмой, сколько предвидеть последствия реализации данной концепции.
Выделение идей методологического характера, несомненно,
поможет современным теоретиками практикам образования в
Украине выстроить порядок социальных взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, трансляции и воспроизводства культурных норм и ценностей, знаний и идеалов, образцов поведения и символов, обозначающих глобализационный и цивилизационный контекст модернизации образования.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   100


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница