Методика как теория обучения иностранным языкам (ИЯ). Основные методические понятия. Методы исследования процесса обучения (ИЯ). Связь методики со смежными науками



Pdf просмотр
страница1/15
Дата25.12.2017
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Методика как теория обучения иностранным языкам (ИЯ).
Основные методические понятия. Методы исследования
процесса обучения (ИЯ). Связь методики со смежными
науками.
Методика - наука исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания средствами (ИЯ).
Задачи:
1.определение учебного предмета (ИЯ)
2.определение цели и задачи обучения
3.отбор содержания обучения
4.изучение деятельности учителя
5.разработка методов, приёмов и форм работы, использование различных средств обучения.
6. исследование деятельности учащихся.
В переводе с греческого термин методика означает отрасль педагогической науки, которая исследует закономерности обучения определённого предмета (ИЯ).
Методика употребляется в 3 значениях , как:
1.учебная - даёт теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, студенты получают представление о том, каковы цели обучения
(результат), каково содержание обучения (чему учить), с помощью каких приёмов и методов обеспечить овладение языку(как учить), какие средства следует использовать для достижения поставленной цели ( с помощью чего учить). Т.о курс методики как учебной дисциплины признан обеспечить формирование будущих преподавателей профессиональной компетенции.
2.научная – наука, изучающая цели, содержание ,средства ,методы, формы обучения (ИЯ), знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающие способы обучения, воспитания и овладения языком
3.практическая дисциплина – даёт представление о совокупности приёмов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели.
Выделяют общие, частные и специальные методики.
1.Общие методики - занимаются изучением закономерности и особенности процесса обучения(ИЯ), не зависимо от того, о каком языке идёт речь.
2.Частная методика - исследует обучение тех языковых и речевых явлений, которые являются специфичными для конкретного языка, освещает проблемы преподавания (ИЯ) с учётом особенности родного языка(специфические условия обучения
3.Специальная методика -характеризует особенности преподавания какой либо стороны изучаемого языка
Аспекты: фонетика, грамматика, лексика
Виды речевой деятельности (РД): аудирование, говорение (активные), чтение
,письмо.
Т.о Методика - набор приёмов методов и форм работы учителя, т.е. технология профессиональной практической деятельности.


Методика обучения ИЯ - наука, исследующая цели, содержания, методы, средства обучения, способы учения и воспитания на материале ИЯ.
Методы исследования.(основные, вспомогательные)
Основные.
1.критический анализ литературных источников (умение критического отношения к читаемому, оценивать, вычленять, обобщать)
2. изучение и обобщение положительного опыта преподавания передовых учителей.
3.научно фиксируемое наблюдение ( сбор фактов, описание, обобщение, выделение закономерностей)
4.пробное обучение (без глубокого и длительного изучения самой проблемы ,но полагаясь на собственный опыт, эрудицию учитель совершает поиск, благодаря которому подтверждается или опровергается какое либо предположение.
5.опытное обучение ( в распоряжении учителя попадают лишь суммарные, приближённые показатели, обладающие высокой надёжностью.
6.эксперимент. выделяют 4 фазы эксперимента:
1.организация (разработка гипотезы)
2.реализация (проведение эксперимента)
3.констотация (выявление количественной и качественной характеристики)
4.интерпретация (объяснение причины полученных результатов.)
Вспомогательные методы исследования:
1.анкетирование (опрос в массовом порядке)
2. тестирование
3.бесседа
4.осциллографический анализ ( изучение иноязычного произношению, мелодики и ритмики).
Основные методические категории (базисные)
Методика имеет свой предмет, который является одновременно и целью и средством обучения, а также понятийный аппарат – основные методические категории. К ним относятся:
1.приём - конкретное действие с учебным материалам, которое определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения ИЯ.(приём беспереводной семантизации, формирования идеологической речи, приём извлечения информации и средства
Именно конкретное содержание определяет эффективность метода….
Это понятие раскрывается в конкретных приёмах (действиях)
В методике обучения ИЯ слово « метод» используется в след. значениях:
1.как принципиальное направление ,принципами обучения(прямой метод)
2.метод, как система обучения внутри какого-либо направления, отражающая концепцию автора, предложивших её(например: внутри прямого метода есть метод Гарольда Пальмера, Майкла Уэста
3.метод, как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (внутри какой либо системы).
В этом значении метод реализуется через приёмы.


Говоря о методах и приёмах, используемых учителем в преподавании и учащихся в овладении ИЯ мы рассматриваем обучение как систему в которой взаимодействуют 2 компонента : обучающий и обучаемый. Функции учителя:
1.организующая ( организация учения, привить умение самостоятельной работы)
2.обучающая (объясняет, сообщает, комментирует)
3.контролирующая
Функции учащихся:
1.ознакомление
2.тренировка(формирует навыки и первичные умения)
3.применение(выход в речь)
Т.о методы используемые учителем должны отражать его функции (его функции) и обеспечивать учащемуся выполнения его функции.
Цели изучения ИЯ. В совокупности признаны стимулировать учению и вести учащегося по пути овладения ИЯ.
Метод – способ управления учащимися , он выступает в качестве основного структурного функционального компонента деятельности учителя и учащегося.
Т.к выделяют 3 F учащегося, а учитель направляет и организовывает учение, то основным методом является:
1.ознакомление
2.тренировка
3.умение
К сопутствующим методам относятся самоконтроль и самокоррекция.
Метод отражает суть педагогического процесса.
Приёмы как методы являются структурно функциональным компонентом обоюдного действия, но если метод называет основную деятельность, то приём связан с конкретным действием, составляющим суть ,формируемой РД.
Метод- некая ёмкость, а приём –заполнители этой ёмкости, важно ,чтобы они были максимально полезными( ставили учащихся перед необходимостью решения мыслительных задач.
Вывод:
Методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимся в обучении ИЯ. Они носят универсальный характер и могут быть представлены в любом направлении и в любой системе. Приём - конкретное содержание действий с учебным материалом, который определяется методическими принципами , лежащими в основе обучения ИЯ.
Система обучения – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определённой методической концепцией, которой обуславливаются отбор материалов, цель, содержания, средств обучения.
Средства- то, что признано помочь учителю, при организации и проведения учебного процесса.
Классификация средств обучения:
1.по роли в учебно-воспитательном процессе(основные- входят в УМК
,вспомогательные- карты, схемы, фильмы)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница