Марксизм введение



Скачать 153.13 Kb.
Pdf просмотр
Дата15.01.2019
Размер153.13 Kb.


Рик Руд
Марксизм
ВВЕДЕНИЕ
Марксистская идеология черпает вдохновение в трудах Карла Маркса и Фридриха
Энгельса. Она подчеркивает необходимость создания такой политической и экономической системы, которая упразднила бы частную собственность, и всеми материальными благами люди пользовались бы сообща. Как мы увидим далее, марксизм затрагивает не только политику и экономику, но также этику, историю и религию. Это целостное мировоззрение.
Нетрудно понять, почему марксистский образ мыслей привлекает к себе столь многих людей. Мы живем в мире экономических крайностей. Пропасть между богатыми и бедными велика. Понятно, что марксистские обещания экономического равенства выглядят заманчиво для всех, кто хотел бы устранить эти крайности. Марксизм также притягателен для идеалистов и для тех, кто, стремясь найти в жизни смысл и надежду, разочаровался в других идеологиях.
Никто не знает, сколько людей в мире исповедует марксизм. Однако нельзя отрицать, что в ХХ столетии это учение оказало на человечество непревзойденное влияние. Хотя в последние годы марксизм потерпел серьезное поражение (в частности, на территории бывшего
СССР и в Восточной Европе), он по-прежнему остается жизнеспособной идеологией, привлекательной для многих.
Даже в американских университетах марксизм пользуется немалым влиянием. 25 января
1982 года в U. S. News and World Report была опубликована статья, утверждавшая, что в университетах Америки насчитывается более 10 000 профессоров-марксистов. 29 августа 1989 года денверская Post сообщила своим читателям, что примерно 90% преподавателей университетов Среднего Запада являются марксистами. Нельзя недооценивать влияния этих преподавателей на взгляды американских студентов.

ИСТОРИЯ МАРКСИЗМА
Истоки и корни
История знает многих людей, которые выдвигали идеи, подобные идеям Карла Маркса.
В 300-х годах до Р. Х. Платон в своей работе «Республика» предложил сделать собственность общим достоянием правящего класса. В средние века многие религиозные ордены практиковали обобществление имущества. Томас Мор в своей книге «Утопия» (1516 г.) также предлагал обобществление собственности.
Ряд факторов, имевших место в конце XVIII – начале XIX века, способствовал тому, что этот тип мышления получил в своем развитии новый толчок. Одним из этих факторов стала
Французская революция, которая провозгласила равенство всех людей. Другим было становление романтизма, который воспевал человеческую природу, а также способность людей и общества достичь совершенства. Третьим фактором стала промышленная революция, которая потребовала на фабриках большого количества неквалифицированных рабочих. Большинство из них жило и трудилось в крайне тяжелых условиях.
Под влиянием указанных факторов социалистическое мышление получило широкое распространение среди писателей начала XIX века. Здесь следует вспомнить Анри Сен-
Симона, Шарля Фурье, Этьена Кабе, Роберта Оуэна (основателя «Новой Гармонии» в штате
Индиана), Луи Бланки, Пьера Прудона, Проспера Анфантена, Виктора Консидерана и Огюста
Конта.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир (Пруссия) в семье Генриха и
Генриетты Маркс. Генрих был юристом. Предки обоих супругов во многих поколениях были раввинами. Для того чтобы продолжать свою юридическую практику в христианской среде,


Генрих принял лютеранство. Это произошло в 1816 году, а в 1824 году крестили Карла и его братьев и сестер.
Во время обучения в трирской школе Карл написал сочинение по 15-й главе Евангелия от Иоанна, в котором рассуждал о важности единения с Христом. В сочинении говорилось:
Единение с Христом вызывает внутренний восторг, дает утешение в страдании и спокойную уверенность; сердце открывается любви к человечеству, всему благородному, всему великому не из честолюбия, не в стремлении к славе, а только благодаря Христу
1
Школьный дневник Карла свидетельствует о том, что он придерживался евангельской веры и что его «отношение к старшим и соученикам было добрым»
2
В 1835 году Маркс отправился учиться в Боннский университет, а год спустя — в
Берлинский. После того как он окончил в Берлине изучение курса философии, его диссертация была принята Йенским университетом, где в 1841 году соискатель получил степень доктора философии.
К моменту поступления в университет Маркс уже был атеистом. В университете он попал под влияние теорий Людвига Фейербаха, который считал религию творением человека,
Бруно Бауэра и Рихарда Штрауса (по словам последнего, Иисус вообще никогда не существовал). В студенческие годы Маркс примкнул к младогегельянцам, наиболее либеральному крылу последователей Гегеля.
Маркс надеялся получить место учителя, однако либеральные политические взгляды вынудили его стать журналистом. В 1843 году он женился на Женни фон Вестфален, происходившей из аристократической трирской семьи. В том же году супруги Маркс переехали в Париж, где Карл стал писать небольшие заметки в газеты. В Париже супруги близко познакомились со многими радикальными мыслителями. Среди них был и сын германского промышленника Фридрих Энгельс, который стал другом и соратником Маркса на всю жизнь.
С 1845 по 1848 год Карл и Женни несколько раз переезжали из одной европейской страны в другую. В 1848 году Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии». Эта партия состояла главным образом из интеллектуалов и профессионалов.
«Манифест» призывал к революции. Он сделал Маркса и Энгельса ведущими теоретиками коммунистического движения.
В 1849 году Маркс и Энгельс перебрались в Англию. Энгельс стал работать на отцовской фабрике в Манчестере. Семья Марксов жила в Лондоне, где они и провели в крайней бедности остаток своей жизни. Единственным регулярным доходом семьи была зарплата, которую Маркс получал как иностранный корреспондент нью-йоркской газеты Tribune. Доход семьи также составляли деньги, которые ей периодически присылал Энгельс.
Маркс работал в Британском музее и писал статьи на различные темы, главным образом экономические. В 1858 году он опубликовал свои очерки «К критике политической экономии», в 1864-м стал вождем Первого Интернационала (международного объединения рабочих), а в
1867-м опубликовал первый том «Капитала», который представлял собой в основном критику капиталистической экономики. Второй и третий тома были изданы Энгельсом (на основании заметок Маркса) уже после смерти Маркса. Эта работа стала главным делом жизни основателя нового учения.
Маркс продолжал писать до самой своей смерти, хотя в последние годы тяжело болел.
Он умер 14 марта 1883 года. Из семерых его детей (один умер при родах) только двое пережили своего отца (оба они впоследствии покончили с собой)
3
При жизни Маркс был относительно мало известен за пределами узкого круга революционеров. Его труды получили широкое распространение в основном после смерти автора. На похоронах Маркса присутствовали всего шесть человек. Однако заключительные слова траурной речи Энгельса: «Имя его будет жить в веках, как и его труды!» — оказались пророческими
4
Марксизм после Маркса
Маркс и Энгельс заложили основы идеологии, которая стала известна под именем марксизма. Ее развитие в конце XIX — начале ХХ века связано с рядом имен. В 1889 году на
Первом конгрессе II Интернационала в Париже возник конфликт между Карлом Каутским и
Эдуардом Бернштейном. Бернштейн считал, что постепенный подход всегда предпочтительнее

революционного, выдвинутого Марксом, что политическую и экономическую систему нужно изменять постепенно. Тех, кто последовал за Бернштейном, стали называть ревизионистами.
Современный еврокоммунизм унаследовал именно эти взгляды. Каутский, со своей стороны, защищал необходимость революции для установления социализма. Он стал ведущим теоретиком ортодоксального марксизма конца XIX века.
Никто не оказал на будущее марксистского движения большего влияния, чем В. И.
Ленин. Он появился на арене политической борьбы в начале ХХ столетия как вождь большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Именно под его руководством в 1917 году коммунисты в России пришли к власти.
Ленин расходился с Марксом в некоторых вопросах. Во-первых, он был убежден в том, что коммунистическая партия должна взять на себя руководство революцией, а не ждать, пока рабочий класс совершит ее собственными силами. Он также полагал, что коммунистическая партия должна будет осуществлять твердое руководство социалистическим обществом после революции.
Во-вторых, Ленин полагал, что капитализм не распался, как утверждал Маркс, благодаря империалистической эксплуатации третьего мира, а потому революция скорее произойдет в аграрной стране, подобной России, чем в промышленно развитых странах вроде
Великобритании или США.
С 1917 года коммунистическое движение получило более точное название — марксизм- ленинизм. После смерти Ленина в 1924 году Иосиф Сталин сосредоточил в своих руках все руководство коммунистической партией и в конце концов стал главой государства. Он установил тоталитарное правление в самой жестокой форме. Предполагается, что на нем лежит ответственность за уничтожение двадцати миллионов человек
5
После Второй мировой войны коммунизм распространился за пределы Советского
Союза во многиe страны — от Китая до Восточной Европы. В 50-е годы жестокость сталинизма вызвала к жизни более гуманное течение марксизма, зародившееся в Чехословакии и
Югославии. Марксисты гуманистического направления извлекли из ранних работ Маркса идею о том, что цель социализма — освободить человечество от состояния «отчуждения» и дать людям возможность полностью реализовать свой потенциал. В последние годы на большинство коммунистических стран обрушился жестокий экономический и политический кризис, который привел к крушению коммунистических режимов.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИЗМА
Философский материализм
Марксизм основывается на материалистическом восприятии действительности. Другими словами, марксисты убеждены, что в природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна.
При этом марксисты не отрицают существование разума и не сводят мышление к чисто физиологическому процессу, но полагают, что разум — продукт деятельности мозга, который прекращает существовать после смерти человека. Энгельс говорил:
Реальное единство мира заключается в его материальности. ...Но если возникает... вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы
6
Таким образом, марксисты отрицают существование Творца и придерживаются дарвинистской теории эволюции. Они придают особое значение науке в деле познания окружающего мира и подчеркивают, что все идеи должны проверяться практикой.
Диалектика
Тесно связано с материализмом марксистов и их представление о том, что действительность находится в непрерывном движении и изменении — они называют это диалектикой. Георг В. Ф. Гегель сформулировал понятие диалектики на основе идеализма
(полагая, что идея движет материей). Маркс и Энгельс переработали эту теорию в русле своих материалистических взглядов. Они полагали, что все в мире находится в непрерывном

развитии и что это развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил. Эти силы называются «тезисом» и «антитезисом».
В столкновении этих двух сил возникает новая сущность, которая называется
«синтезом». Маркс и Энгельс полагали, что действие этого процесса можно наблюдать в природе (например, эволюция биологических видов или прорастание семени и превращение его в растение). Они также считали, что этот принцип действует в истории экономического и социального развития человечества. Теоретики марксизма рассматривали это развитие как процесс неизбежных изменений, идущих в соответствии с научно обоснованными законами развития общества.
Экономический детерминизм
Вследствие своей материалистической философской позиции Маркс придерживался того, что называют экономическим детерминизмом. В предисловии к «Манифесту
Коммунистической партии» издания 1888 года Энгельс писал:
…В каждую историческую эпоху преобладающий способ экономического производства и обмена и необходимо обусловливаемое им строение общества образуют основание, на котором зиждется политическая история этой эпохи и история ее интеллектуального развития, основание, исходя из которого она только и может быть объяснена…
7
Другими словами, экономика определяет все элементы жизни общества, включая форму правления, доминирующие представления, законы и даже религию. Не идеи, а экономика является определяющим фактором истории. Даже «человеческая природа» зависит от экономической системы.
Классовая борьба
Маркс полагал, что история общества — это история классовой борьбы. С тех пор как средства производства (фабрики, заводы и т. п.) стали частной собственностью, общество разделилось на враждующие классы. Энгельс писал: «…Вся история человечества… была историей борьбы классов, борьбы между между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами…»
8
Легко можно увидеть, что экономические и социальные перемены происходят в результате диалектического взаимодействия классов. В результате столкновения двух классов (представляющих собой тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез).
Маркс учил, что когда какая-либо стадия экономического развития достигает полной зрелости, начинается следующая. Однако необходимо, чтобы в той или иной форме произошла революция, которая принесет с собой соответствующие изменения. Маркс выделял шесть стадий экономического развития общества.
Во-первых, племенной коллективизм. Племя владеет всем имуществом сообща.
Во-вторых, рабовладение. Победители порабощают своих противников.
В-третьих, феодализм.
Богатые землевладельцы предоставляют крестьянам, обрабатывающим их землю, защиту и земельный надел.
В-четвертых, капитализм. При капиталистической системе производства буржуазия владеет всеми средствами производства, тогда как пролетариат работает за плату.
Маркс предвидел пятую стадию — социализм. Отняв у буржуазии средства производства, пролетариат установит диктатуру, благодаря которой общество очистится от классовых различий, обусловленных частной собственностью.
После этого наступит шестая и последняя стадия развития общества — коммунизм.
Поскольку классовые различия исчезнут, государство прекратит свое существование.
Воцарятся всеобщий мир и процветание.
Критика капитализма
Маркс соглашался с тем, что капиталистическая фаза необходима для накопления и развития средств производства. Но он видел в капитализме элементы, обуславливающие необходимость последующего ниспровержения этого строя. Самым важным, на взгляд Маркса,

было то, что капитализм благоприятствовал эксплуатации пролетариата буржуазией.
Свидетельством этой эксплуатации Маркс, в частности, считал так называемую «прибавочную стоимость». Приняв общеизвестную «трудовую теорию стоимости» (стоимость товара определяется количеством труда, необходимым для его производства), Маркс указал на то, что капиталист не оплачивает труд рабочего по его стоимости и, таким образом, присваивает себе часть стоимости. Эту разницу между стоимостью товара и зарплатой рабочего Маркс назвал
«прибавочной стоимостью». Он видел в присвоении капиталистом «прибавочной стоимости» эксплуатацию и даже грабеж.
Вторым элементом капитализма, который Маркс подверг критике, было то, что он назвал «отчуждением». Маркс считал, что жизнь людей обретает смысл в труде и в тех товарах, которые они производят. Проще говоря, люди — это то, что они делают. Когда капиталист присваивает часть стоимости товара, произведенного рабочим, рабочий отчуждается от результатов своего труда... и, таким образом, от части самого себя
9
. Маркс также считал, что рабочего отчуждают от общества, поскольку его труд в капиталистическом хозяйстве имеет своей целью не общественное благо, а лишь собственное выживание.
Маркс предсказывал, что капиталистическое общество в конце концов потерпит крах.
Это произойдет, во-первых, из-за все более тяжелых экономических кризисов, а во-вторых, в результате «все большего обнищания пролетариата». Маркс был уверен, что буржуазный класс будет становиться численно все меньше и меньше, но все богаче и богаче, а ряды пролетариата будут расти, становясь при этом все беднее и беднее. «Растущее обнищание» заставит пролетариат восстать против буржуазии и взять средства производства в свои руки.

Заключительный этап общественного развития
В отличие от тех, кого называли «социалистами-утопистами», Маркс и Энгельс не только настаивали на том, что общество должно быть организовано на принципах социализма, но и утверждали, что наступление социализма и коммунизма неизбежно. Маркс полагал, что он открыл научные законы истории и что диалектика гарантирует неизбежный приход социализма. Однако социализм не наступит до тех пор, пока капиталистическое общество не израсходует до конца свой потенциал в развитии средств производства и эксплуатации пролетариата. Когда же это произойдет, рабочий класс непременно восстанет.
Маркс надеялся, что восстания пролетариата начнутся прежде всего в наиболее развитых странах. Допуская возможность мирного перехода от капитализма к социализму, он все-таки считал революцию почти неизбежной. Маркс не верил, что капиталисты отдадут свою власть без борьбы.
Ленин расходился с Марксом именно в этом вопросе, полагая, что капитализм начнет рушиться в самом слабом своем звене — в странах, подобных России.
После революции, которую совершит рабочий класс, по мнению Маркса, должен наступить период социализма, характерной чертой которого будет «диктатура пролетариата».
На этом этапе общество очистится от элементов индивидуализма. Этот процесс, возможно, займет несколько десятилетий. Маркс смотрел на эпоху социализма как на время развития демократии, которой свойственны равенство и открытость. При Ленине, а еще больше при
Сталине и потом в Китае при Мао Цзедуне социализм оказался каким угодно, но только не демократичным и открытым!
Маркс предвидел, что в конце концов, когда государство освободится от всех буржуазных элементов, возникнет коммунистическое общество. В нем все будет обобществлено, и нужда в государстве отпадет сама собой. Человеческая природа очистится от всяких эгоистических устремлений, наступят всеобщие мир и процветание. Лев Троцкий в 1924 году описывал эти изменения так:
Человек станет неизмеримо более сильным, мудрым и чутким; его тело будет более гармоничным, движения более ритмичными, а голос — более музыкальным. Жизнь обретет динамично драматичные формы.
Средний человек поднимется до высот Аристотеля, Гете и Маркса. И над этими горами будут возвышаться новые пики
10
Другой философ коммунист, Леонид Ильичев, говорил:
Строитель коммунизма — высокоразвитый человек, сочетающий в себе мощный интеллект, нравственную цельность, зрелые эстетические вкусы и физическое совершенство... Люди, которые переделали себя сами... с

новым отношением к труду и своим общественным обязанностям, с новым типом дисциплины... новыми моральными принципами... нравственно чистые и способные к самодисциплине
11
При коммунизме каждый человек будет давать обществу «по своим способностям» и получать от общества «в соответствии со своими потребностями». Маркс и Энгельс даже предсказывали исчезновение традиционной семьи и общественный характер заботы о детях
12
Марксистская этика
Будучи атеистами, марксисты отрицают любую мораль, основанную на заповедях и образе Бога. Они полагают, что основой этики является экономика. При капитализме, учил
Маркс, мораль просто служит отражением «классовых интересов буржуазии».
Для марксиста нравственным является все, что приближает коммунизм. Ленин писал:
«Наша мораль целиком и полностью подчинена интересам классовой борьбы пролетариата»
13
Это означает, что ложь, террор и убийства считаются нравственными, если они служат делу коммунизма. Неважно, если сейчас потребуется принести в жертву миллионы жизней для того, чтобы приблизить благоденствие будущих поколений в коммунистической утопии.
Критика религии
Маркс объявил себя атеистом еще в предисловии к своей докторской диссертации, сославшись на высказывание Дэвида Юма: «Проще говоря, я ненавижу эти толпы богов»
14
. Он усвоил положение Фейербаха о том, что Бог является выдумкой людей, которые проецируют свои собственные качества на выдуманное божество, служащее для них гарантией безопасности. Маркс разделял мнение, что только когда люди откажутся от веры в Бога, они станут подлинно свободными.
Анализируя происхождение религии, Энгельс говорил: «Первые божества возникли как олицетворение сил природы... затем из многих... богов в умах людей сформировалось представление об одном исключительном боге»
15
Хорошо известно, что Маркс считал религию «опиумом народа». Он утверждал, что религия является инструментом в руках буржуазии, который помогает ей заставить пролетариат довольствоваться существующими условиями жизни в надежде на лучшую жизнь на небесах. Маркс говорил: «Для того чтобы люди обрели реальное счастье, необходимо уничтожить религию как источник иллюзорного счастья»
16
. Ленин писал: «Любая религиозная идея... это невыразимая низость... самого опасного типа»
17
. Придерживаясь концепции экономического детерминизма, Маркс полагал, что когда наступит коммунистическая утопия, люди больше не будут испытывать нужды в религии. Религия исчезнет, как и государство.
Все марксистские государства всегда были настроены против религии. Временами они пытались ее просто уничтожить, а иногда — использовать помощь верующих в своих целях.
Но, как бы то ни было, они всегда стремились контролировать религиозные настроения в обществе, полагая, что религия отомрет сама собой, если воспитание молодого поколения строить на научной основе.
ХРИСТИАНСКАЯ КРИТИКА МАРКСИЗМА
Прежде чем говорить о заблуждениях марксизма, необходимо признать, что в нем есть некоторые позитивные моменты. Иначе трудно было бы себе представить, чем марксизм может привлечь стольких людей.
Во-первых, нужно сказать, что марксизм действительно пытается решить проблему тяжелых условий, в которых живут и работают многие люди.
Во-вторых, марксизм признает, что капиталистическая система страдает рядом недостатков
18
. Вопрос, однако, в том, заслуживает ли одобрения тот выход, который предлагает марксизм. Марксисты часто указывают на улучшение условий жизни в социалистических обществах, например в Китае или Советском Союзе. Но сколькими человеческими жизнями было заплачено за это? Да и кто знает, не стали бы лучше условия жизни в этих странах, будь они демократическими.


Ниже вы найдете краткое изложение основных возражений против положений марксизма.
Философский материализм
• Материализм игнорирует свидетельства нематериальной и бессмертной природы человечества.
• Он игнорирует доказательства того, что у вселенной было начало, а значит, должен быть и
Творец.
• Он некритично относится к теории эволюции.
• Он не в состоянии объяснить, как материальный мир мог быть создан ради блага человека.
Экономический детерминизм
• Материализм переоценивает роль, которую экономика играет в обществе, практически игнорируя роль идей и представлений.
• Если идеи и представления являются результатом развития экономической системы, то как могли идеи Маркса и Энгельса зародиться в недрах капиталистической системы производства и изменить эту систему?
Диалектический процесс
• Анализ нескольких разрозненных примеров из прошлого этого процесса не позволяет сделать выводы о том, что диалектика является «неизменным законом» истории и что этим законом определяется будущее.
• Если диалектика является «законом» истории, то почему ни в одной индустриальной стране не свершилась революция?

Классовая борьба
• Экономические классы не всегда оказывают определяющее влияние на общество. Расовые и религиозные различия чаще влияют на жизнь людей.
• Экономические классы нередко объединяются против общей внешней угрозы.
• Экономические классы не всегда монолитны. Очень часто они делятся на группы по другим признакам.

Критика капитализма
• Капиталистическое общество, вопреки мнению Маркса, не уничтожает само себя, и пролетариат не становится все более бедным. Условия жизни рабочего класса постоянно улучшаются, частично благодаря принимаемым законам о социальном обеспечении.
• Маркс не обратил внимания на то, что, кроме труда, в состав стоимости товара входит множество других компонентов (например, стоимость оборудования и инструментов, материалов, обучения и т. п.).
• Маркс не видел преимуществ капитализма перед социализмом. Например, благодаря развитию конкуренции капитализм в большей степени способствует кооперации. Он заставляет людей объединяться так, чтобы лучше использовать сильные стороны каждого. Дав возможность миллионам людей ежедневно принимать экономические решения, он использует их знания, а не только навыки. Капитализм направляет эгоистические устремления на службу делу и непременно вознаграждает тех, кто лучше справляется с задачами производства.

Социализм и коммунизм


• Кто определяет уровень потребностей человека в обществе, где каждый должен получать в соответствии со своими потребностями? Откуда мы знаем, что при коммунизме люди будут менее эгоистичными, чем при капитализме?
• Почему, вместо того чтобы «отмирать», государство в социалистических обществах продолжает крепнуть и расширять свои функции?
• Марксистские общества не стали «бесклассовыми», а создали новую «элиту» — класс руководителей и управляющих, в котором идет постоянная борьба за власть.
• Социализм дает небольшой группе людей слишком много власти при слишком малой ответственности.
• Социалистические общества потерпели экономический крах, за исключением тех случаев, когда они прибегли к практике свободного рынка.
• Если буржуазия не откажется от власти без борьбы, то откуда мы знаем, что диктатура пролетариата также не будет сопротивляться своему устранению от власти?
• Изменение экономической системы не привело к формированию «нового человека», которому не свойственны эгоистические устремления и который живет только для человечества. Если русская революция привела к изменению человеческой природы, то почему Сталин в 30-е годы
«вычистил» из состава своего Политбюро наиболее преданных коммунистов?

Нравственность
• Если не существует абстрактных норм морали, то как мы можем сказать, что люди «должны» приближать коммунизм?
• Мысль о том, что «цель оправдывает средства», приводит к ужасным злоупотреблениям властью и полному пренебрежению личными правами граждан.

Критика религии
• Атеизм Маркса игнорирует свидетельства существования Бога.
• Представление о том, что религия развивалась от политеизма к монотеизму, ошибочно. Даже в наиболее «примитивных» культурах существует вера в верховного Бога.
• Марксисты затрудняются объяснить, почему религия выстояла и продолжает развиваться в социалистических обществах, если она — только отражение экономической системы.
• То, что отрицает Маркс, — это не религия, это ее извращенная форма.
• Отвергая христианство, Маркс игнорирует исторические свидетельства его истинности.

Наиболее уязвимое место марксизма
Основным недостатком марксизма является то, что он построен на ошибочном взгляде на природу человека. Марксизм учит, что, за исключением нескольких биологических инстинктов, в человеческой природе нет ничего неизменного. Природа человека зависит от того, какая экономическая система господствует в стране. Следовательно, если меняется экономическая система, должна измениться и природа человека.
Это учение не только опровергается Священным Писанием, но и противоречит историческим фактам. Социалистическим обществам не удалось вызвать никаких особенных изменений в природе человека. Это было признано Александром Цыпко (консультантом ЦК
КПСС в 1988–1989 годах) в опубликованной в 1989 году статье, где он заявил: «Все наши нелепости проистекают из нашего упорного нежелания видеть человека таким, каков он есть на самом деле...»
19
Даже Ленин открыто осуждал недостаточные перемены в людях социалистического общества в 1919 году, когда писал: «Рабочие строят новое общество, хотя сами еще не превратились в людей нового типа, свободных от грязи старого мира. Они все еще стоят в ней по самые колени»
20
С падениeм коммунистического режима народы России начали осознавать последствия отсутствия в их культуре религиозного основания. В 1992 году Горбачев заявил:
«Пренебрежение религиозным опытом привело к большим потерям для нашего общества»
21
Уничтожив всякие основы нравственности отрицанием существования Бога, коммунизм не дал

людям никакого мотива для альтруизма. Например, опрос, проведенный газетой «Правда» в начале 90-х годов, показал, что люди в России скорее потратят деньги на вино, чем окажут поддержку нуждающимся детям. Опрос также обнаружил, что «70% российских родителей не позволили бы своим детям дружить с детьми-инвалидами; 80% не дали бы денег на помощь таким детям; некоторые защищали детоубийство»
22
. Сама история опровергла теорию Маркса.

Существует ли библейский социализм (коммунизм)?
Очень многие полагают, что в Библии можно найти поддержку социализма. Обычно при этом ссылаются на отрывки из Деян. 2:44–45; 4:32–35, где описывается ранняя Церковь, в которой имущество было обобществлено, и на 2 Кор. 8:13–14, где говорится о «равенстве» всех христиан. Эти отрывки действительно призывают христиан делиться друг с другом своим имуществом, и мы в своей жизни должны следовать этим призывам. Но кое о чем при этом нельзя забывать.
Во-первых, человек должен делиться имуществом добровольно, а не по принуждению.
Собственность всегда должна быть частной до тех пор, пока владелец не решит вложить ее в общее дело (см. Деян. 5:4).
Во-вторых, Библия призывает верующих делиться с нуждающимися, но не с теми, кто может, но не хочет сам зарабатывать себе на жизнь (см. 2 Фес. 3:10–12).

Принципы миссионерской работы с марксистами
• Будьте готовы признать, что многие капиталисты ущемляют права рабочих. Люди алчны, эгоистичны и не склонны отказываться от возможности использовать других людей в своих целях (см. Иак. 5:1–6).
• Будьте готовы признать, что религией тоже можно злоупотреблять. Люди использовали религию для того, чтобы «указать человеку на его место» (так, например, многие христиане в прошлом оправдывали рабство и расизм). Но это еще не значит, что Библия поддерживает такие идеи.
• Будьте готовы признать положительные качества некоторых марксистов. Многими из них двигало сострадание к угнетенным.
• Тем не менее настаивайте на объективной оценке марксизма. Маркс делал основной акцент на том, что идеи проверяются практикой. Подтверждают ли факты теорию? Изменилась ли природа человека вследствие изменения экономической системы?
• Предложите рассмотреть свидетельства существования Бога, историчности Христа и достоверности Библии.
• Марксисты обычно считают христианство «ненаучным». Покажите, что принципиального конфликта между объективной наукой и библейской верой нет. Если кого-то беспокоит вопрос о творении и эволюции, предложите им интересные материалы на эту тему.
• Укажите на то, как христианская вера сказывается на жизни христиан, и на те изменения, которые произошли в обществе благодаря христианам: была решена проблема бесправия женщин, уничтожено рабство, христиане строили больницы и приюты для сирот, кормили голодных, учили рабочих и сделали еще многое другое для общества.
• Любите их. Молитесь за них. Привлекайте их к совместному изучению Слова Божия.
Таблица. Марксизм и христианство
МАРКСИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
БОГ
Атеизм: Бога нет. Материя — фундаментальная реальность.
Теизм: есть один Бог Творец.
Реальность состоит из материи и духа.
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕКА
Человек произошел от обезьяны.
Природа человека определяется экономическими факторами.
Человек сотворен Богом. Он отличен от всех прочих творений, поскольку сотворен по образу и подобию
Божьему.
ЭТИКА
Трансцендентных нравственных абсолютов не существует. Нравственно
Критерии нравственности основаны на святости Божьей природы и Его

все, что способствует развитию коммунизма.
заповедей.
ПРОБЛЕМА
ЧЕЛОВЕКА
Человек отчужден от продукта своего труда из-за разделения на трудящихся и работодателей.
Человек восстал против Бога и пожинает плоды своего греха в виде личных и социальных проблем.
ЕЕ РЕШЕНИЕ
Человека можно спасти от этого
«отчуждения», уничтожив частную собственность и классовые различия.
Каждый из нас может стать «новым человеком» в силу экономических, социальных и политических изменений в обществе.
Человек может спастись верой в Иисуса
Христа. Каждый из нас может стать
«новым человеком» под действием возрождающей силы Святого Духа (см.
2 Кор. 5:17).
ОСНОВАНИЕ
ДЛЯ
НАДЕЖДЫ
Надежда человечества — в политической революции.
Надежда человечества — в жертвенной смерти Иисуса Христа, Который ради нас победил смерть. Наша надежда полностью осуществится, когда Иисус вновь придет, чтобы праведно царствовать над землей.

Примечания
1 Цит. по: Geisler, N. Is Man the Measure?, 1983, p. 68.
2 Mazlish, B. The Meaning of Karl Marx, 1984, p. 45.
3 См.: Ibid., p. 64.
4 См.: Sowell, T. Marxism: Philosophy and Economics, 1985, p. 186.
5 См.: Hill, K. Turbulent Times for the Soviet Church - The Inside Story, 1991, p. 70.
6 Цит. по: Noebel, D. Understanding the Times, 1991, p. 133.
7 Цит. по: DeKoster, L. Communism and Christian Faith, 1962, p. 11.
8 Цит. по: Ibid.
9 См.: Ibid., p. 32.
10 Цит. по: Lyon, D. Karl Marx: A Christian Assessment of His Life and Thought, 1979, p. 184.
11 Цит. по: Bockmuehl, K. The Challenge of Marxism, 1986, p. 134.
12 См.: Noebel, p. 463-464.
13 Цит. по: Bales, J. Communism: Its Faith and Fallacies, 1962, p. 196.
14 Цит. по: Ibid., p. 36.
15 Цит. по: Ibid., p. 45.
16 Цит. по: Noebel, p. 70.
17 Цит. по: Ibid., p. 73.
18 См.: Geisler, p. 67.
19 Цит. по: Hill, p. 63.
20 Цит. по: Bockmuehl, р. 129.
21 Цит. по: Yancey, P. Praying With the KGB // Christianity Today, January 13, 1992, p. 19.
22 См.: Yancey, P. Praying with the KGB, 1992, р. 75.
Религии мира. Краткий путеводитель. Под ред. Дина Халверзона (Серия "Сумрачные пути"). - СПб., изд-во "Шандал", 2002. - 288 с. ISBN 5-94861-007-1


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница