Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия



Pdf просмотр
страница1/48
Дата11.10.2017
Размер5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени МВ. Ломоносова


На правах рукописи
Иванова Татьяна Юрьевна
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор ДА. Леонтьев
Москва – 2016


2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ................................................................... 15 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ...................... 15 1.1.1. Понятие ресурсов в психологии. 15 1.1.2. Специфические личностные ресурсы ....................................... 18 1.1.3. Интегральные концепции личностных ресурсов .................... 25 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СИТУАЦИЯХ ДАВЛЕНИЯ И УГРОЗЫ ................................................................................... 31
1.2.1. Психологическое благополучие и подходы к его изучению . 31 1.2.2. Личностные ресурсы как ресурсы совладания с трудными жизненными обстоятельствами ........................................................... 37 1.2.3. Теория сохранения ресурсов ..................................................... 41 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА РАБОТЕ И ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ............................... 44
1.3.1. Психологическое благополучие на работе .............................. 44 1.3.2. Модель рабочих требований/ресурсов А. Беккера и Е. Демероути .......................................................................................... 47 1.3.3. Трудовая мотивация и личностные ресурсы ........................... 52 ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ .......... 56
1.4.1. Личностные ресурсы как модераторы и медиаторы ............... 56 1.4.2. Системно-деятельностная модель функционирования личностных ресурсов в профессиональной деятельности ................ 61 1.4.3. Функции личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия ......................................................... 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ................................................................ 74


3
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ В СИТУАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА .......................................................... 81 МЕТОДИКА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ .......................................... 81
2.2.Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
.......................................................................................... 87
2.3.
О
БСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ................................................................ 98
В
ЫВОДЫ
.................................................................................................... 101
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................... 103 МЕТОДИКА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ ........................................ 103
3.2.
Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
....................................................................................... 109
3.3.
О
БСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ .............................................................. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ................................................................ 139
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................... 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. .................................................................................... 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. .................................................................................... 194







4
Введение

Актуальность исследования
Стремление к благополучию и позитивному функционированию является одной из основных движущих сил человеческого общества, а проблема его обретения и поддержания занимает важное место в психологических исследованиях. В психологии под благополучием принято понимать, с одной стороны, меру близости психологических механизмов функционирования субъекта к оптимальному уровню психологическое благополучие с другой стороны, субъективную оценку меры близости актуального состояния к желаемому субъективное благополучие, в которой слиты эмоциональные и рациональные компоненты. В последние два десятилетия в рамках нового направления фундаментальной и прикладной психологии - позитивной психологии М. Чиксентмихайи, М. Селигман, Э. Динер, Б. Фредриксон, И. Бонивелл, ДА. Леонтьев, Е. Н. Осин и др) активно ведутся исследования источников и детерминант благополучия, таких как социальные отношения, генетическая предрасположенность, материальный достаток, удовлетворение потребностей, наличие целей и смысла жизни, физическая активность, личные особенности, принятие себя как личности и др. (Леонтьев, 2012). Как показывают результаты исследований, вклад внешних событий и объективных условий жизни в общее благополучие является сравнительно небольшим (Kahneman,
Tversky, 2000; Lyubomirsky, 2007). Гораздо более важными сопоставимым по выраженности с вкладом наследственности) выглядит вклад прижизненно формирующихся свойств личности, которые опосредуют эффекты врожденных и средовых факторов.


5
Современные исследователи все чаще обращаются к роли личности, ее активности в достижении благополучия. Это связано с постепенным переходом от образа пассивной личности, полностью управляемой внутренними диспозициями и внешней стимуляцией, к образу активной личности, ставящей цели и стремящейся к их достижению (Леонтьев, 2014). В современной психологической науке личность рассматривается не как пассивная игрушка воздействующих на нее внешних сила как активный субъект, влияющий на свою жизнь и деятельность (Асмолов, 2007; Леонтьев, 2014). Активность же человека по достижению собственных целей и преодолению трудностей разворачивается во взаимодействии с миром, в которое вносят свой вклад, в том числе, и свойства личности, такие как жизнестойкость С. Кобейса; С. Мадди), диспозициональный оптимизм (Ч. Карвер и М. Шейер), оптимистический атрибутивный стиль (М. Селигман и др, общая самоэффективность (Р. Шварцер), самоконтроль (Р. Баумейстер) и др, часто совокупно обозначающиеся как личностные ресурсы. В психологической литературе описаны различные эффекты, которые личностные ресурсы оказывают на психологическое благополучие, выполняя роль регуляторов различных процессов оценки личностные ресурсы позволяют оценивать стрессогенную ситуацию как не угрожающую, а возможности совладания – как достаточные)
(Jerusalem, Schwarzer, 1992; Schwarzer, 1999), контроля и управления поведением (от их уровня зависит реакция на стресс и особенности совладания, например, личностные ресурсы способствуют использованию в условиях стресса адаптивных копинг-стратегий)
(Thoits 1994; Baumeister at al., 2007; Сергиенко, 2009), предохранения от стрессов, поддержания благополучия и предотвращения его снижения
(Benight, et al., 2002; Steyn et al., 2003; Turner, et al., 2004; Cole et al, 2009;
Culbertson et al., 2010). Накоплен широкий круг эмпирических данных, показывающих, что личностные ресурсы оказывают не столько прямое



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница