Абрахам Маслоу на подступах к психологии бытия



Pdf просмотр
страница1/68
Дата11.01.2018
Размер5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68


Абрахам Маслоу
НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ
Перевод О. Чистякова под редакцией В. Данченко
Abraham H. Maslow. Toward a Psychology of Being. Litton Education Publishing, 1968
А.Маслоу. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997
К.: PSYLIB, 2003
Абрахам Маслоу: биографический очерк
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию
Часть I. ПСИХОЛОГИЯ РАСШИРЯЕТ СФЕРУ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ
1.
Введение. Психология здоровья

2.
Чему психологи могут научиться у экзистенциалистов?

Часть II. РАЗВИТИЕ и МОТИВАЦИЯ
3.
Преодоление дефицита и стремление к развитию - два типа мотивации

4.
Самозащита и развитие

5.
Потребность в знании и страх познания

Часть III. РАЗВИТИЕ И ПОЗНАНИЕ
6.
Познание бытия на пике переживания

7.
Пиковое переживание как переживание самобытности

8.
Опасности, таящиеся в познании бытия

9.
Сопротивление "навешиванию ярлыков"

Часть IV. ТВОРЧЕСТВО
10.
Творчество и самоактуализация

Часть V. ЦЕННОСТИ
11.
Психология и общечеловеческие ценности

12.
Ценности, развитие и здоровье

13.
Психическое здоровье и окружение

Часть VI. ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
14.
Психология развития и самоактуализации: основные допущения

Приложения:
1.
Соответствуют ли наши доклады и публикации психологии личности?

2. Возможна ли нормативная социальная психология?

Литература
Абрахам Маслоу: биографический очерк
По материалам статьи из журнала "Thought: A Review of Culture and Idea", vol. 66, №260 (March 1991).
Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке и был самым старшим из семи детей. Отношения Маслоу со своими родителями, эмигрировавшими из
Киева русскими евреями, не отличались ни близостью, ни любовью. Среднее образование он получил в бесплатных нью-йоркских школах. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм.
Он сам говорил о том, что до двадцати лет был чрезвычайно стеснительным, нервным, подавленным, одиноким, погруженным в себя и страдающим от жестоких

неврозов человеком. В школе он был в изоляции, семью свою не выносил, и поэтому его настоящим домом была библиотека. Он был одним из лучших учеников в школе.
Потом, по совету отца, поступил в юридический колледж. Быстро утратив интерес к учебе, он даже не закончил первого курса. В конце двадцать восьмого года, когда ему было двадцать лет, он женился на Берте, своей двоюродной сестре, за которой долго ухаживал. Они поступили в Мэдисонский университет (Висконсин), где Маслоу стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии.
Учась в Мэдисоне, Маслоу оставался стеснительным и скромным человеком, но преподаватели очень любили его. Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, который тогда был в моде, Маслоу сосредоточил свои усилия на классических лабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его доклады и статьи были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак и особенностям протекания процессов обучения у приматов. В своей докторской диссертации он исследовал роль доминирования в общественной и сексуальной жизни приматов, утверждая, что доминирование у приматов, как правило, устанавливается посредством визуального контакта, а не в ходе борьбы.
С 1934 по 1937 г. Маслоу работал в педагогическом колледже при Колумбийском университете у Эдварда Торндайка, в качестве ассистента-исследователя по социальной психологии. Преподавать он начал в колледже Бруклин, где работал с
1937 по 1951 г. За этот период эмигрировавшие из Германии психологи превратили
Нью-Йорк в интеллектуальную столицу Америки. Маслоу работал с Максом
Вертхаймером, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Куртом Голдстайном и Рут
Бенедикт.
В 1951 г. Маслоу предложили возглавить только что созданный факультет психологии в Университете Брандейс. Этот пост он занимал в течение десяти лет. В
1969 г. он стал членом Фонда Лафлин в Менло Парк (Калифорния).
Вскоре после того, как Маслоу покинул Мэдисон, он пришел к убеждению, что большинство современных психологов, как исследователей, так и теоретиков, излишне полагаются на данные наблюдений за лицами, обратившимися к психологам по патологическим причинам. Образ человеческой природы, сложившийся в результате исследования этих пациентов, не мог не быть искаженным и пессимистическим. Пытаясь исправить это положение, Маслоу начал изучать тех людей, которых он считал наилучшими образцами здоровой личности.
Он назвал этих людей "самоактуализующимися", поскольку их отличала потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость и справедливость.
В написанной им в 1943 г. эпохальной статье "Теория человеческой мотивации" и
(более подробно) в работе "Мотивация и личность" (1954) Маслоу утверждал, что у людей есть высшие и низшие потребности. И те, и другие являются "инстинктоидными" и расположены в следующем иерархическом порядке: физиологическое благополучие, безопасность, любовь, уважение и самоактуализация. Каждая высшая группа потребностей зависит от предварительного удовлетворения потребностей низшего уровня. Таким образом, по мнению Маслоу, человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с фундаментальных физиологических потребностей и вплоть до метапотребностей. Он утверждал, что самоосуществляющиеся личности – это люди, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся осуществить высшие устремления человеческой природы, стать тем, кем они могут стать.
В своей работе "Религия, ценности и пиковые переживания" (1964) Маслоу утверждал, что самоосуществляющиеся люди представляют руководство к действию для всего человечества. Их ценности должны лечь в основу научной этики. В той же работе Маслоу пришел к заключению, что самоосуществляющиеся люди



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68


База данных защищена авторским правом ©genderis.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница